Доклад Председателя Правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!

 

Слайд 2

В настоящее время «Газпром» реализует масштабную Программу инновационного развития, которая была принята в компании в 2011 году. И два ключевых показателя эффективности данной программы относятся как раз к внедрению инновационных технологий в сфере рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Это общие показатели энергоэффективности производственных процессов, которые выражаются через снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на собственные технологические нужды, и второе — снижение удельных выбросов парниковых газов как интегральный показатель экологичности производственных технологий и оборудования.

При этом мы особое значение придаем ликвидации любых негативных последствий деятельности компании в тех регионах страны, где мы работаем.

Ниже я хотел бы остановиться на нескольких уже реализованных и перспективных инновационных технологиях, связанных с ликвидацией последствий производственной деятельности. Четыре примера в наших основных областях деятельности: это сероводородсодержащие месторождения, это наша работа на арктическом шельфе, это регионы, где мы ведем традиционно добычу, разработку многопластовых месторождений, это воздействие газотранспортной системы «Газпрома» на окружающую среду.

 

Слайд 3

Первый пример — технология использования серы в дорожно-строительной отрасли. Дмитрий Анатольевич, Вы хорошо знаете, что основным сдерживающим фактором увеличения добычи на Астраханском и Оренбургском месторождениях является значительное количество выделяемой из газа серы в условиях ограниченного спроса на нее на внешних рынках и на внутреннем рынке. И в наших институтах разработаны технологии модификации асфальта на основе серы, которая позволяет увеличить прочность и пластичность асфальта, увеличить межремонтные сроки дорог до 5–7 лет со значительным экономическим эффектом для дорожного строительства.

У нас есть уже опытные участки дорог в Москве и Оренбурге. Эти участки подтвердили все заявленные эксплуатационные характеристики покрытия, и эта технология могла бы, на наш взгляд, дать тройной эффект. Во-первых, снизить экологическую нагрузку в Астрахани и Оренбурге, где накоплены очень большие объeмы серы. Во-вторых, повысить рентабельность добычи газа на этих месторождениях. И, в-третьих, существенно улучшить качество дорог, особенно в регионах с резкими перепадами температуры, и удешевить строительство дорог по сравнению с другими технологиями. Конечно же, здесь требуется добрая воля дорожников.

 

Слайд 4

Следующая технология связана с освоением арктического шельфа. Исходя из перспективы добычи нефти и конденсата на арктическом шельфе, мы начали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по инновационным технологиям и ликвидации возможных разливов нефти и конденсата в ледовых условиях.

Совместно с научным центром «Росатома» мы будем апробировать в реальных условиях использование специальных лазерных установок для удаления нефтяных загрязнений. Эта технология не имеет мировых аналогов по экологической безопасности и оперативности такого процесса в ледовых условиях. И без сомнения, такая технология могла бы быть базовой при создании общей международной системы по сохранению морской среды, формирование которой обсуждается, Дмитрий Анатольевич, по Вашей инициативе в рамках «Группы 20».

Надо отметить, что применение мощного лазера для ликвидации аварий на скважинах с минимальными сроками ликвидации пожара и минимальным ущербом для окружающей среды с 2011 года уже является у нас в «Газпроме» штатной технологией. Такие средства были разработаны также совместно с научным центром «Росатома» и не имеют аналогов в мире.

 

Слайд 5

Следующая технология также не имеет аналогов в мире. При транспорте газа по Единой системе газоснабжения сжигается более 34 млрд кубических метров газа — эти объeмы газа используются для обеспечения работы компрессорных станций, для обеспечения работы газоперекачивающих агрегатов. И при этом продукты горения (окись азота и окись углерода) загрязняют атмосферный воздух. Сжигание 34 млрд кубических метров газа — это очень большой объeм, а существующие газотурбинные агрегаты пока, к сожалению, имеют достаточно низкий КПД и, соответственно, высокие выбросы.

«Газпром» в настоящее время начинает апробирование принципиально иной технологии использования метана в качестве топлива для газоперекачивающих агрегатов. Эта технология адиабатической конверсии метана, которая позволяет из природного газа и воды получать метано-водородную смесь для сжигания в штатных агрегатах с экологическими характеристиками, которые превосходят все самые дорогие импортные агрегаты.

Из 1 тыс. кубометров природного газа можно получить 1,5 тыс. кубометров метано-водородной смеси, что снижает общий объeм расхода метана для транспорта газа. При этом одновременно достигаются значительный экологический и ресурсосберегающий эффект — эта технология, как я уже сказал, не имеет аналогов в мире. Данный процесс является наиболее экономичным способом получения водорода и, на мой взгляд, в будущем может стать базовым для водородной энергетики на основе природного газа.

 

Слайд 6

Последний пример — это технология рационального природопользования, которая используется на полуострове Ямал — в нашем традиционном регионе добычи. Нами применeн способ разработки многопластовых газовых месторождений, который позволяет не только снизить капитальные затраты, эксплуатационные расходы на добычу углеводородов, но и минимизировать негативное воздействие на хрупкие экосистемы полуострова и области традиционного хозяйствования коренных народов Ямала.

Программа инновационного развития «Газпрома» — это большой, содержательный элемент. Мы последовательно в течение двух лет реализуем эту программу. Могу сказать, что все основные показатели, включая и эти два показателя, которые касаются рационального природопользования, экологической безопасности, — все основные, ключевые показатели выполняются. В «Газпроме» сегодня экологической проблематике уделяется очень пристальное внимание. Кроме реализации программы, мы этот год в «Газпроме» провозгласили Годом экологии, и в рамках Года экологии также запланировано большое количество мероприятий по самым разным направлениям нашей деятельности.

 

Слайд 7

В заключение хотел бы сделать два конкретных предложения для проекта решений. То, о чeм уже, в принципе, договорились, — это поручение Федеральному дорожному агентству и «Газпрому» по пилотным проектам по сероасфальтобетону, чтобы мы реализовали ряд пилотных проектов.

И второе: я хотел бы обратить внимание на вопросы, которые связаны с проведением тендеров в компаниях с государственным участием, в частности на то, что касается принятия решений по технологическим разработкам, которые имеют авторское содержание. Без сомнения, чтобы побеждать в конкурсах, для таких авторских технологий иногда даже не следует проводить конкурс, а всe-таки принимать адресное решение в том случае, если есть соответствующие заключения научно-технических советов по тем или иным технологическим платформам. Я думаю, что такой подход можно было бы рассмотреть и государственным компаниям разрешить без конкурса закупать авторские технологии в случае решения научно-технических советов о том, что эти технологии являются уникальными.