Каширов Сергей Степанович

12.09.1924 – 14.12.2017
Каширов Сергей Степанович

Из автобиографии:

«

Родился 12 сентября 1924 года в Лопатинском районе Пензенской области.

До 1940 года учился в общеобразовательной школе.

В мае 1941 года закончил школу фабрично-заводского обучения № 13 в г. Саратове, получив специальность каменщика. После окончания школы ФЗО работал в 1-м строительном управлении 6-го треста Народного Комиссариата авиационной промышленности до сентября 1942 года. Работал на строительстве объектов аэродрома саратовского авиационного завода № 292, выпускающего истребители ЯК конструкции А. С. Яковлева.

В начале сентября 1942 года призван в Красную Армию. Службу проходил в 7-м учебном воздушно-десантном полку, затем в 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, которая входила в состав действующей армии, и во 2-й гвардейской воздушно-десантной бригаде.

С октября 1943 г. до февраля 1944 г. находился на излечении в эвакогоспитале № 3086 в г. Тейково Ивановской области. После выздоровления службу проходил в 289-м батальоне аэродромного обслуживания в Белоруссии. В конце декабря 1945 г. был демобилизован.

В мае 1946 г. начал работать в 1-м районе газопровода Саратов — Москва. В период строительства компрессорной станции трудился в бригаде монтажников по монтажу технологического оборудования компрессорной станции. После ввода компрессорной станции в эксплуатацию работал аппаратчиком, старшим аппаратчиком цеха очистки газа сероводорода и осушки от водяных паров, затем начальником смены, начальником цеха, а в сентябре 1954 года был назначен начальником кологривовского райуправления газопровода Саратов — Москва.

В 1954 г. без отрыва от производства закончил Саратовский нефтяной техникум, получив специальность техника-механика по транспорту и хранению нефти и газа.

В 1962 г. закончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина, получив специальность инженера-механика по сооружению газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз.

В феврале 1963 г. был назначен начальником Горьковского управления магистральных газопроводов.

В состав Горьковского управления входил магистральный газопровод Саратов — Горький — Череповец с отводами от этого газопровода к городам Пензе, Саранску, Арзамасу, Арзамасу-2, Горькому, Дзержинску, Владимиру, Иваново, Костроме, Рыбинску, Череповцу, ряду районных центров и к другим населенным пунктам.

В 1963 г. в состав Горьковского управления были приняты объекты газоснабжения Волгоградской и Саратовской областей, находившиеся до этого в составе совнархозов. В 1968 г. были приняты также в состав управления объекты газоснабжения Чувашии, Марийской республики, Татарии и Удмуртии, ранее входившие в состав Казахского управления магистральных газопроводов.

За 8 лет работы в должности начальника Горьковского управления много внимания и заботы пришлось уделять газификации населенных пунктов и городов, а также повышению надежности работы объектов и газоснабжению в целом.

В конце 1969 г. был назначен заместителем начальника Главного управления по транспортировке и поставкам газа Министерства газовой промышленности.

В сентябре 1972 г. был избран секретарем парткома Министерства, а в 1974 г. назначен начальником Всесоюзного объединения «Союзинтергазпром» (на правах Главного управления).

Объединение было создано для организации строительства газопровода Оренбург — Западная граница СССР. Краткое название этого газопровода — «Союз». По договоренности правительства СССР с правительствами шести стран-членов СЭВ газопровод должен был быть построен за счет средств и силами этих стран. Договор был выполнен в 1978 г.: газопровод протяженностью 2800 км с 28 компрессорными станциями был введен в эксплуатацию. По нему ежегодно транспортировалось в зарубежные страны до 30 млрд куб. м газа в год.

Начиная с января 1971 года принимал непосредственное участие в строительстве и освоении газотранспортных систем от газовых месторождений Тюменской области: Медвежье, Уренгой — Ямбург.

До 1990 г. было построено и введено в эксплуатацию 20 новых газопроводов диаметром 1400 мм, рабочее давление — 75 атмосфер. Эта система способна транспортировать в центр России и за рубеж 600 млрд куб. м в год.

В течение более 10 лет занимался проблемой использования сжатого газа вместо жидкого топлива. К 1990 г. было построено в СССР более 350-ти газонакопительных станций (АГНКС), в том числе в России — 182 станции.

За 1986–1990 годы за счет использования сжатого газа было сэкономлено около 4 тысяч тонн бензина.

В январе 1989 г. во главе группы специалистов Газпрома обследовал состояние газопровода в Иране с компрессорными станциями с целью определить готовность газопровода к транспортировке газа в Советский Союз.

Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени Венгерской народной республики, медалью в ознаменование 100-летия В. И. Ленина, памятной медалью за строительство газопровода «Союз», золотой медалью ВДНХ и 15 медалями за военную и гражданскую службу. Награжден также орденом Отечественной войны.

С газовой промышленностью связаны трудовые биографии всей семьи: работала в отрасли жена Роза Федоровна, работали длительное время на объектах Тюментрансгаза, а затем в других организациях Газпрома сыновья Станислав и Владимир. Общий трудовой стаж семьи в газовой промышленности — 150 лет. На газовых предприятиях работают внучка Анастасия, внуки Сергей, Артем, Дмитрий и Александр.

В течение 11 лет являюсь председателем Комиссии по работе с пенсионерами центрального аппарата Газпрома.»

 

 

Ветераны администрации ПАО «Газпром»