Сергей Варга: «Ты помнишь, как все начиналось...»

Июнь 2014

Материал опубликован в корпоративной газете «Пульс Ямбурга» № 21, беседу вела Дарья Демешко

Основная магистраль — речная

Строения, вагончики, деревянные балки — вот, собственно, и все, что представлял собой поселок Ямбург. Зато впечатлял речной порт: словно исполины, высились портальные краны, на рейде теснились суда, ожидая разгрузки. Их было так много, что порой казалось — на Обской губе стоит город, манит огнями.

Самые необходимые материалы доставлялись вертолетом, но основная магистраль, связывающая Ямбург с «землей», — речная. По воде везут все: буровые вышки, трубы, газопромысловое оборудование, строительные материалы, выражаясь языком снабженцев, «сыпучку» (щебень, гравийные смеси), идут танкеры с горючим. В рекордные сроки нужно доставить за полярный круг невиданный объем груза, и сделать это можно лишь водным транспортом.

Середина лета. Навигация в самом разгаре. Рабочих рук не хватает, водительских — тем более. Сергей Варга садится за руль КрАЗа.

Сергей Варга

Сергей Варга. Фото автора

«Какие только грузы не возили: и трубы, и оборудование, — вспоминает ветеран. — Буровые насосы тяжеленные, больше десяти тонн, да еще габаритные: в кузов погрузишь, он аж прогибается. А ехать в горку, на бугор, где разместились первые деревянные склады с полукруглой крышей. Во время прилива по суше к ним невозможно было добраться, ездили по воде».

Впрочем, на трудности никто внимания не обращал. Суета, огни, машины, стройка — все это завораживало, придавало силы. Все до одного горели идеей — как можно быстрее дать Родине газ.

Когда автомобиль — напарник и друг

Первые две недели Сергей Варга ночует в кабине КрАЗа. Население Ямбурга растет стремительно, а с жильем в поселке по-прежнему туго.

«Проснешься, идешь к друзьям в вагончик, умоешься и на работу. Вот такая круговерть, — говорит водитель. — Это ж лето было, терпимо. Не то что зимой, бывало, на улице разговариваешь, смотришь, а у собеседника щеки уже белые... Если ремонт — машину дорнитом накрываешь, туда паяльную лампу, свет из вагончика протянул и давай ключами работать».

На КрАЗе Сергей Варга работает недолго. Как только заканчивается навигация, пересаживается на пассажирский транспорт и с ним уже не расстается. Вот и сегодня он едет на новенькой вахтовке из долгожданного осеннего поступления. Ярко-оранжевый кузов виден еще издали. Салон — «с иголочки», в кабине еще не выветрился запах, свойственный всем новым вещам. Последние пять лет Сергей Петрович работает на установке предварительной подготовки газа № 3 ГП-1В, «в добыче» — так на сленге газодобытчиков называют тех, кто непосредственно обслуживает фонд скважин. На дороге гололед, тут гляди в оба. Впрочем, за почти треть века работы в Заполярье в какие только рейсы не приходилось ездить Сергею Петровичу, и везде выручала машина — друг, помощник, напарник, который не подведет.

«Едешь на Уренгой, смотришь — „пробка“: трубовоз встал, а за ним остальная колонна растянулась по дороге. Как быть? Спускаешь колеса вахтовки и в объезд по тундре, потом вновь на накатанную колею выезжаешь», — вспоминает Сергей Варга.

Вахтовка — первый помощник

Приключений хватало, чего только стоили вахтовые перевозки в Новый Уренгой. Эти триста километров бездорожья Сергей Петрович помнит и сегодня. Особенно трудно было в непогоду, когда снег сравнивал набитую колею зимника с тундрой, и ровным счетом ничего не было видно.

«Пурга разыгралась не на шутку, выехали мы из Ямбурга в Уренгой колонной. Шесть вахтовок, впридачу бензовозы с горючим. Мело так, что видно было только верхние габариты впереди идущей машины. Тогда двадцать часов пробивались до Уренгоя, — рассказывает ветеран. — Каждый раз перед выездом водители договаривались: если свет фар позади идущей машины не виден, выключаем свой, останавливаемся, и так по цепочке тормозим всю колонну, чтобы никого не потерять».

Впрочем, и сегодня дорога в Заполярье так и норовит преподнести сюрприз.

«Нужно срочно ехать на куст № 326. Метель вроде небольшая, а кругом белым-бело, ничего не видно, — Сергей Варга вспоминает недавний случай на работе. — Пришлось оператору кое-где идти впереди машины, указывать дорогу. Если я съеду, то выбраться самостоятельно не смогу, придется вызывать кого-то на помощь. Снега местами по пояс, когда машина „садится“, сдаю назад, опять пробую проехать. Но ничего, добрались все же».

Надо чувствовать машину

Вахтовка славится надежностью и исключительной проходимостью. Здесь, за полярным кругом, она давно зарекомендовала себя как надежный транспорт. Этот автомобиль специально разработан для перевозки пассажиров и вахтовых бригад (отсюда и название) по всем видам дорог и местности. К своей машине Сергей Варга относится с теплотой и даже любовью.

«А как иначе? Бывает, приговариваешь: „Моя хорошая, красавица, ласточка“, — говорит Сергей Петрович. — Пассажирский транспорт — это всегда большая ответственность. Каждый раз перед выездом проверяешь и перепроверяешь машину, смотришь, чтобы обязательно работала печка, ведь мы трудимся не где-нибудь — за полярным кругом».

Автодело Сергей Варга полюбил еще в школе, с тех самых пор к технике неравнодушен. По мнению опытного шофера, водителем может назвать себя не каждый, а только тот, кто «с головой» подходит к автомобилю, знает его от и до, умеет правильно вести себя в любой дорожной ситуации.

«Надо чувствовать машину, — раскрывает секрет профессионального мастерства Сергей Петрович. — Сейчас у нас в Ямбурге дороги хорошие, такие, что многие города на „земле“ позавидуют. А раньше едешь, и по ступицы вязнешь в жидкой хляби. Потом появилась бетонка. Шутя тогда говорили,что ее не положили, а с самолёта побросали, намекая на неровность поверхности. Первый асфальт появился только в начале 90-х».

Едешь, любуешься...

С УППГ-3В неспешно едет вахтовка, отсчитывая все новые и новые километры. А сколько их пройдено за три десятка лет работы на Севере, теперь уже не сосчитать. Позади остались «двойка», вахтовый жилой комплекс ГП-2, в народе его называют просто СУ-40, помня о том, что именно здесь базировались строители первого газового промысла за полярным кругом, вот уже и указатель аэропорта миновали, еще один поворот… и Ямбург — красочный, компактный, современный поселок газодобытчиков.

«В 80-х все только начиналось, тогда мы даже представить себе не могли такой масштаб, — размышляет за рулем автомобиля Сергей Варга. — Едешь, любуешься, гордишься, ведь где-то во всем этом есть частичка и моего труда, и нет-нет, да вспомнишь, как все начиналось».