Сергей Павлов: «Главный диспетчер „Газпрома“»

Июль 2014

Материал опубликован в газете «Транспорт газа» № 13, беседу вел Иван Цуриков

Встреча с Сергеем Анатольевичем Павловым состоялась в «Газпроме», на его рабочем месте в диспетчерском управлении. Пока он занят, с кем-то ведет телефонные переговоры, смотрю на огромный монитор с изображением Евроазиатского материка, испещренного зелеными линиями газопроводов. Они пересекают границы России, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. И глядя на это, начинаешь воочию понимать роль «Газпрома», обеспечивающего газом 30 стран этого огромнейшего в мире континента, раскинувшегося на 53,9 млн. км (36% площади суши) с населением 5 млрд. человек. Подумать только, протяженность Единой системы газоснабжения России превышает 168 тыс. км. А если добавить то, что в скором времени ее нити протянутся по Восточной Сибири и соединятся с энергетической системой Китая, Монголии, дух захватывает.

Передо мной за компьютерной техникой работает небольшая группа диспетчеров, управляющая всем этим газотранспортным процессом. И смотря на них, вдвойне ощущаешь внутреннюю радость, что наш бывший работник «Газпром трансгаз Югорска» Сергей Анатольевич Павлов является их руководителем, заместителем начальника оперативно-диспетчерского управления, главным диспетчером Центрального диспетчерского департамента ОАО «Газпром».

Сергей Павлов — выходец из поколения восьмидесятых годов, многие представители которого, получив школьное образование, пошли по стопам своих родителей. Так сделал и он.

«У нас семья газовиков, — говорит Сергей Анатольевич. — Папа — Анатолий Николаевич и мама — Диана Иосифовна работали в газовой промышленности с 1963 года. Начинали свою трудовую карьеру в Ефремовском линейном производственном управлении (ЛПУ) „Мострансгаза“. Я постоянно на работу отцу привозил обед, ужин, в выходные дни ходил с ним по компрессорным цехам, смотрел, как работают турбины, запорная арматура, вычислительная техника, киповское оборудование, газопроводы.

Мне все это было очень интересно. Впечатления детства, восторженности до сих пор не стираются в памяти. И когда в 1976 году родители переехали на Урал в Нижнетуринское ЛПУ, я продолжал ездить к отцу на работу. Потом он был приглашен работать в поселок Комсомольский, в центральную диспетчерскую службу (ЦДС) Общества. Так что все руководство „Газпром трансгаз Югорска“ того времени я помню с малолетства».

Мечта Сергея Павлова работать в газовой промышленности сохранилась и в юношестве, и после десятого класса он поступил в Тюменский институт нефти и газа. Его не удивляло, что большая часть ребят с курса, в котором он учился, были его «земляками». Их родители, как и его, работали в «Тюментрансгазе». Почему слово «земляки» взял в кавычках, причина проста — газотранспортное предприятие принимало газ у добытчиков на Севере Ямала Тюменской области и транспортировало его по газопроводам до Среднего Урала. Вот и получается, предприятие «Тюментрансгаз» одно, а города и трассовые поселки, в которых живут его работники, находятся в трех разных федеральных регионах Западной Сибири.

«Мы (студенты) тогда не стремились желанием работать после окончания института в больших городах, — улыбается Сергей Анатольевич, — мы болели родным краем, в котором выросли. Меня тянуло в поселок Комсомольский, где работали родители. Комсомольское ЛПУ росло на моих глазах, в нем строился компрессорный цех за компрессорным цехом (КЦ). Я стажировался на КС-11, на КЦ № 1, в котором были установлены мощнейшие для того времени 25-ти мегаваттные агрегаты ГТК-25И, производства Ново-Пиньоне.

На основе этих газоперекачивающих агрегатов я писал и курсовые работы, и защищал диплом. А потом, так сложилась судьба, что после окончания института, пришел работать на эту же компрессорную станцию (КС) Комсомольского ЛПУ, в этот же компрессорный цех.

Было и трудно, было и интересно, и всему хотелось побыстрее научиться. Благодаря хорошим наставникам прошел школу пуска газоперекачивающего агрегата, выводил его на различные режимы работы…».

В том периоде горбачевская перестройка в стране набирала силу. Перед молодежью ставились очень ответственные и сложные задачи в общественной жизни. Поселок Комсомольский, как и другие трассовые города и поселки, был отдален от цивилизации. С одной стороны ребята завидовали своим сверстникам, живущим в больших городах, их возможностям жить более интересно, посещать спортивные клубы, театры, музеи, быть на концертах звезд эстрады…

И молодым комсомольчанам хотелось, чтобы их поселок, как можно быстрее превратился в «Нью-Васюки»…

Об этом мечтал и Сергей Павлов. И когда ему предложили стать секретарем территориальной комсомольской организации поселка — он, не забыв об этой мечте, согласился стать молодежным лидером. Объединив вокруг себя молодежь, помогал ребятам, отслужившим в Афганистане, заниматься патриотической работой: организовывать детские кружки по интересам, проведение военно-спортивных мероприятий «Зарница», «Орленок».

Те знания, тот опыт, которые я приобрел в «Газпром трансгаз Югорске» стали хорошей базой для моего становления в Центральном производственно-диспетчерском департаменте (ЦПДД) ОАО «Газпром». Здесь я прошел новую школу. Моими наставниками стали начальник департамента Борис Сергеевич Посягин, начальник оперативно-диспетчерского управления ЦПДД, заместителем которого я сейчас являюсь, Анатолий Михайлович Парамонов и другие. В их числе и руководители смежных управлений.

Одним из значимых событий стала организация при поддержке «Тюментрансгаза» летнего спортивно-оздоровительного лагеря для детей из неблагополучных семей. Недалеко от КС-3 Комсомольского ЛПУ был построен палаточный городок. «Афганцы», работавшие на предприятиях «Тюментрансгаза», стали воспитателями. Из клуба юных техников туда были временно выделены картинги, мотоциклы.

В диспетчерском зале ЦПДД, 2011 год

В диспетчерском зале ЦПДД, 2011 год

Во время учебного сезона ездили со школьниками в туристические путешествия в города Ташкент, Ленинград, Москву. Мы поддержали идею генерального директора «Тюментрансгаза» Григория Полякова начать строительство МЖК — молодежно-жилого комплекса. Помогали строителям вести монтаж трехэтажных многоквартирных зданий в пятом микрорайоне Югорска, и своими силами вели отделку их внутренних помещений, своих будущих квартир.

«10 октября 1989 года я вернулся на родное предприятие, — вспоминает Павлов. — Спасибо генеральному директору Григорию Николаевичу Полякову и Юрию Васильевичу Бутурлакину, начальнику диспетчерской службы „Тюментрансгаза“, что взяли меня в ЦДС на должность сменного диспетчера. Эта работа мне очень понравилась и благодаря своим наставникам, я как губка впитывал в себя новые знания, учился приему самостоятельных решений.

Первым моим наставником был, конечно же, мой отец. Благодаря ему прошел азбуку диспетчера. Прямым моим начальником был Леонид Васильевич Степанов, который считался режимщиком от Бога. Много добрых воспоминаний осталось о „школе“ Владимира Федоровича Усенко, главного инженера „Тюментрансгаза“. Суть ее в том, что никогда не нужно лгать, если ты чего-то не знаешь, то проще в этом признаться.

Но ты все должен был знать: от самой северной, до самой южной компрессорной станции (их 200), в которых установлены 1100 газоперекачивающих агрегатов общей мощностью свыше 14,5 тысяч мегаватт, включая линейную часть магистральных газопроводов, запорную арматуру. Плюс, мы должны были знать имена, отчества каждого начальника газокомпрессорной службы, линейно-эксплуатационной службы, мастеров, бригадиров, вплоть до марки электродов, которые газоэлектросварщик должен был использовать на ремонтных работах газопровода.

„Школа“ Анатолия Николаевича Штро, заместителя генерального директора по эксплуатации компрессорных станций тоже была нелегкой. Мы, молодые диспетчера, должны были выучить не только расположение всех КС, газопроводов, но и то, где и какие газоперекачивающие агрегаты установлены, какая на них стоит система автоматического управления, на цехах, причины их аварийных остановов…

„Школа“ Григория Николаевича Полякова, строилась на умении принимать нам, диспетчерам, правильные самостоятельные решения по загрузке газопроводов во время аварийных ситуаций.

Даже часто летал с Поляковым в „Газпром“. Начало 90-х годов было очень непростым временем для страны, как и „Газпрома“ в целом. Потребитель не расплачивался с нами за полученный газ, отчего возникали серьезнейшие проблемы, связанные не только с ремонтом газопроводов, газоперекачивающих агрегатов (ГПА), задерживалась и заработная плата трудовому коллективу. Из „Газпрома“ самолетом перевозили наличные деньги, а из Югорска — в Надымский, Белоярский и Свердловский регионы для филиалов.

Что говорить, с одной стороны Поляков был очень жестким руководителем, но в то же время и чутким, уважал людей, с которыми работал. Сейчас, осмысливая это, понимаешь, что благодаря вот таким людям как он, газовая промышленность в те непростые времена не развалилась, а крепко выстояла на ногах и продолжала развиваться. В „Тюментрансгазе“ был принят коллективный договор, и я бы добавил — социальный договор, в котором были защищены права работников.

Второе, началось строительство капитального жилья. Был построен курортный комплекс „Надежда“ и заложен санаторий-профилакторий. Начали проводиться фестиваль „Северное сияние“ и Спартакиада среди филиалов, их руководителей и детей работников. Благодаря всему этому Югорск и стал своего рода „Нью-Васюками“, столицей крупнейшего газотранспортного предприятия в России.

И о Завальном Павле Николаевиче много добрых слов хочется сказать. Когда он еще работал начальником производственного отдела под наставничеством Владимира Федоровича Усенко, Анатолия Николаевича Штро, он прошел такую же школу, как и мы, диспетчера. Вел „историю болезни“ каждого ГПА, очень плотно занимался их малыми и большими „реконами“ (реконструкциями), что позволило в краткие сроки восстановить весь парк ГПА.

Здесь же большую роль сыграли его заместитель Алимов Сергей Викторович, плотно занимавшийся становлением ремонтной базы основного и вспомогательного оборудования предприятия. Аршакян Игорь Ишханович и Мосин Владимир Николаевич внесли значительный вклад в развитие энергетической базы „Газпром трансгаз Югорска“. Пахтусов Сергей Викторович занимался программой по увеличению ремонтной базы газопроводов и наращиванию объемов внутритрубной дефектоскопии.

И таких людей, о которых можно сказать, что они оказали большое влияние на будущее развитие „Газпром трансгаз Югорска“ очень много. Это Владимир Петрович Косачев, Наиль Сахиевич Юнусов, Вениамин Александрович Михнев, Александр Васильевич Варивода, Борис Иванович Климов, Юрий Леонидович Годлевский, Владимир Васильевич Драган. Это тысячи человек, работавших на разных должностях. А я, сколько ни проработал в „Тюментрансгазе“, все равно считал себя учеником».

Помнится, что и вас Поляков не раз называл «рационализатором». И это он говорил в хорошем смысле слова. С чем это было связано?

С работой, — улыбается Павлов. — Я был одним из тех, кто настаивал на быстрейшем вводе в работу диспетчерской службы компьютерной техники. Все данные, полученные по селектору, тогда записывали ручками, вносились в таблицы, расчерченные на больших листах бумаги, так называемых «портянках». Мы, молодежь, были слишком эмоциональными, нам хотелось, чтобы у нас быстрее вводились все новшества.

И когда к нам приходил Поляков, а каждый рабочий день у него начинался именно с диспетчерской службы, я перед ним выкладывал первые компьютерные распечатки по давлению газа на газопроводах, по температурному режиму и так далее.

В оперативно-диспетчерском управлении ЦПДД. Рабочий момент

В оперативно-диспетчерском управлении ЦПДД. Рабочий момент

Тогда еще компьютерная техника, по сравнению с сегодняшней, была очень слабой, имела очень маленькую оперативную память, но не буду на этом останавливаться. Мы для диспетчеров своей смены вместе с Тимуром Константиновичем Бадашхановым проводили компьютерное обучение коллег. Не у всех все получалось. Вот Поляков с Усенко и подшучивали над нами.

А что насчет рацпредложений? Скажу так: нас Леонид Васильевич Степанов привлекал к расчетам режимов газа на газопроводах. Со временем мы начали вносить и свои предложения в эти расчеты, участвовать в разработке новых программ. Так что мы тоже были рационализаторами, но воспринимали это как должное.

Сергей Анатольевич, а как вы перешли в «Газпром»?

Все это произошло по инициативе Бориса Сергеевича Посягина и Павла Николаевича Завального. В Центральном производственно-диспетчерском департаменте появились вакантные места, и его руководитель Борис Сергеевич Посягин обратился к Завальному с просьбой выделить на эти места двух молодых, толковых диспетчеров «Тюментрансгаза». Павел Николаевич назвал ему мою фамилию и Бадашханова Тимура Константиновича. И мы были приглашены на работу в «Газпром».

Те знания, тот опыт, которые я приобрел в «Газпром трансгаз Югорске», стали хорошей базой для моего становления в Центральном производственно-диспетчерском департаменте ОАО «Газпром». Здесь я прошел новую школу. Моими наставниками стали начальник департамента Борис Сергеевич Посягин, начальник оперативно-диспетчерского управления ЦПДД, заместителем которого я сейчас являюсь, Анатолий Михайлович Парамонов, и другие. В их числе и руководители смежных управлений.

В первое время нужно было быстро все переосмыслить, научиться думать, беря в основу не компрессорный цех, а целую компрессорную станцию — промплощадку ЛПУ, в которой находится два, четыре, восемь компрессорных цехов. Если в «Газпром трансгаз Югорске» сегодня находится около 37 таких компрессорных станций, то в «Газпроме» их 247. Если Югорская дочерняя компания эксплуатирует 27 тысяч км магистральных газопроводов, то в «Газпроме» их больше 160 тысяч км, порядка 4 тысяч установленных на них турбоагрегатов, 25 подземных хранилищ газа.

Свои диспетчерские подразделения есть на каждом производственном объекте «Газпрома»

Свои диспетчерские подразделения есть на каждом производственном объекте «Газпрома»

Плюс работа с нашими контрагентами ближнего и дальнего зарубежья, с нашими коллегами в Туркменистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Грузии и так далее, что ежедневно входит в круг моих обязанностей. Это очень интересная работа.

Сергей Анатольевич, а удается бывать в других дочерних газотранспортных предприятиях «Газпрома»? Как по сравнению с ними выглядит наш «Газпром трансгаз Югорск»?

Я побывал во всех дочерних Обществах нашей материнской компании. Везде уделяется серьезное внимание надежности работы газотранспортной системы, культуре производства, так что говорить о том, какие Общества работают лучше, какие хуже, будет не правильным. Мы все одно целое.

О «Газпром трансгаз Югорске» скажу так — это становой хребет «Газпрома». Это он дает мощный поток газа, транспортируемого из недр Ямала, который мы распределяем потребителям, закачиваем в подземные хранилища, транспортируем на перерабатывающие предприятия и так далее. Со своей работой ваш коллектив справляется успешно.

Сергей Анатольевич, а сегодня в вашем управлении работают «югорчане»?

Да. Это Ребрин Владимир Георгиевич. Он в свое время прошел школу становления в Сорумском и Пангодинском ЛПУ. Рущенко Игорь Леонидович начинал работать в Пангодинском ЛПУ, затем — в ООО «Газпром трансгаз Самара» заместителем главного диспетчера. Левочкин Федор Павлович, тоже бывший работник «Газпром трансгаз Югорска», начинал работать в Верхнеказымском ЛПУ. Также вместе со мной работают Усенко Светлана, Бураков Андрей, Курлаев Дмитрий. И все эти специалисты числятся на хорошем счету.

В зале Центрального производственно-диспетчерского департамента

В зале Центрального производственно-диспетчерского департамента

Я слежу за развитием «Газпром трансгаз Югорска» и через свои деловые связи, и через газету «Транспорт газа». На что я обратил внимание, каждая смена руководства Общества — генерального директора, очень плотно связана с переходом предприятия на новую ступень развития.

Яковлев построил эту мощнейшую газотранспортную систему. Поляков удержал ее от распада в тяжелые 90-е годы. Завальный занимался развитием производственной и ремонтной базы, социальной политикой.

Петр Михайлович Созонов сохраняет эти позиции и разрабатывает комплексный подход, направленный на повышение качества эксплуатации и ремонта оборудования, на выстраивание взаимоотношений между эксплуатационными и подрядными организациями. Все это очень важно для развития «Газпрома» в целом.

И сегодня мне от всей души хочется пожелать дальнейшего процветания трудовому коллективу «Газпром трансгаз Югорска» и поздравить его с приближающимся юбилеем.