Рост поставок
25 октября 2021
Материал опубликован в № 10 корпоративного журнала «Газпром», автор — Сергей Правосудов
На вопросы журнала отвечает заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова
- Елена Викторовна, расскажите о ситуации на европейском газовом рынке, которая сложилась в текущем году. Сколько газа планирует реализовать «Газпром» в странах дальнего зарубежья в 2021 году и по какой средней цене? Ожидается ли рост экспорта в 2022 году?
-
Мы по-прежнему придерживаемся оценки, согласно которой объем поставок газа «Газпрома» в Европу и Турцию по итогам года может составить до 183 млрд куб. м. При этом после первого полугодия мы скорректировали прогноз средней цены на 2021 год до уровня порядка 270 долларов за 1 тыс. куб. м. В 2022 году объем поставок будет зависеть, главным образом, от погодного фактора и конъюнктуры рынка СПГ.
Вы знаете, что в странах Европейского союза прошедшей зимой 2020/21 года был отобран рекордный объем газа из хранилищ ‒ 66 млрд куб. м. Причина тому ‒ холодная зима и затянувшаяся холодная весна. Период закачки в Европе начался на три недели позже обычного. На середину сентября отставание от графика закачки газа в Европе превышало 22 млрд куб. м газа. Эксперты в Европе и Азии говорят о том, что это отставание в закачке газа в Европе не наверстать. Европа войдет в осенне-зимний период с дефицитом газа в хранилищах. Такая ситуация, безусловно, стимулирует спрос и сказывается на ценах.
Ценовые скачки
- В 2020‒2021 годах котировки газа на биржевых площадках различались более чем в 20 раз. Нужны ли механизмы сдерживания таких скачков?
-
Безусловно, существенное падение цен в прошлом году и взлет котировок в текущем году были следствием, в первую очередь, внешних факторов, а не самой по себе модели организации газового рынка. Среди таких факторов — и общие колебания конъюнктуры, и неравномерность ее восстановления в отдельных странах, и переток больших объемов СПГ на азиатский рынок. Сейчас приемные терминалы СПГ в Европе, по данным Gas Infrastructure Europe, загружены примерно на половину мощности. Кроме того, не последнюю роль сыграла волатильность глобальной торговли СПГ, нивелировать которую пришлось европейским площадкам.
Другой вопрос, что в прошлом надежным способом минимизации ценовой волатильности на рынке были контракты с нефтяной привязкой и многомесячным усреднением. Это позволяло гасить часть внешних колебаний. Однако актуальная архитектура рынка в значительной степени основывается на котировках ликвидных торговых площадок. И в нашем портфеле доля контрактов с привязкой к спотовым ценам и форвардным котировкам европейских торговых площадок также существенно возросла за последние годы.
При этом для обеспечения предсказуемости финансового потока мы расширяем использование индексации цен по более стабильным форвардным продуктам. Это продукты с более продолжительными временными базисами, такими как кварталы и годы.
- Каковы перспективы поставок газа в Турцию?
-
Турция уже много лет является одним из крупнейших покупателей российского газа, что подтвердил прошедший 2020 год. Несмотря на все трудности, вызванные пандемией коронавируса, объем поставок нашего газа в эту страну сохранился практически на уровне 2019 года. А за девять месяцев 2021 года мы нарастили поставки в Турцию на 138,3% по сравнению с прошлым годом.
С учетом имеющейся динамики мы ожидаем, что по итогам нынешнего года в Турцию будет поставлено порядка 24‒25 млрд куб. м российского газа. Такие показатели, безусловно, свидетельствуют о высокой конкурентоспособности и востребованности российского газа на турецком рынке.
В перспективе мы рассчитываем на сохранение плодотворного сотрудничества с нашими турецкими партнерами и его дальнейшее развитие, в том числе в рамках реализации проекта «Турецкий поток».
- Можно ли в среднесрочной перспективе ожидать роста поставок газа в балканский регион и Венгрию?
-
Увеличение объема продаж газа в странах балканского региона и Венгрии зависит от развития экономической ситуации в этих государствах и конкурентоспособности российского газа на энергетических рынках.
В конце сентября мы подписали новый контракт на поставки газа в Венгрию сроком до 15 лет, которые мы планируем осуществлять с использованием нового транспортного коридора. С 1 октября 2021 года все газотранспортные мощности на входе в Венгрию из Сербии готовы к использованию, что дало возможность начать поставки природного газа в Венгрию, а также Хорватию по новому маршруту через газопровод «Турецкий поток» и национальные газотранспортные системы Болгарии и Сербии.
- Сколько газа планирует реализовать «Газпром» через свою электронную площадку в нынешнем году?
-
На текущий момент продажи газа через ЭТП осуществляются преимущественно с использованием форвардных продуктов. По состоянию на сентябрь 2021 года реализовано порядка 7,4 млрд куб. м с поставкой в нынешнем году.
Этот торговый инструмент, работающий в дополнение к нашим долгосрочным контрактам, призван гибко реагировать на изменения конъюнктуры. Поэтому я бы воздержалась сейчас от каких-то конкретных ориентиров. При этом ЭТП, как и в прошлые годы, доказала свою надежность и проявила себя как гибкий инструмент дополнительных продаж газа.
СПГ
- Сколько СПГ планирует реализовать «Газпром» в текущем году? Каковы средне- и долгосрочные планы в этом направлении?
-
Сжиженный природный газ на сегодняшний день является важным элементом газового портфеля Группы «Газпром». Он позволяет обеспечивать наше присутствие на удаленных рынках, увеличивать гибкость и диверсифицировать маршруты поставок потребителям.
Мы активно наращиваем портфель СПГ. За последние несколько лет нам удалось его удвоить. По итогам 2021 года мы планируем реализовать более 8 млн т СПГ. Обеспечить такой значительный рост поставок мы смогли как за счет наращивания объемов реализации по долгосрочным контрактам, так и по причине существенного увеличения трейдинговых операций.
В ближайшие годы мы рассчитываем вывести нашу торговлю СПГ на новый уровень за счет дополнения нашего СПГ-портфеля объемами с Комплекса по сжижению природного газа в районе КС «Портовая» мощностью 1,5 млн т СПГ в год, а также проекта по переработке и сжижению природного газа в районе п. Усть-Луга, плановая производительность которого составит 13 млн т СПГ ежегодно.
Сегодня основная часть покупателей в рамках нашего портфеля контрактов находится в странах АТР, но мы также планомерно развиваем работу с традиционными и новыми потребителями и поставщиками в странах Юго-Восточной Азии, Африки и на Ближнем Востоке.
- Расскажите о своем видении конкуренции СПГ и трубопроводного газа на европейском рынке. Будет ли усиливаться эта конкуренция в средне- и долгосрочной перспективе?
-
В 2021 году на фоне более высоких цен в АТР, вызванных относительно холодной зимой и жарким летом, а также восстановлением спроса на газ после первого года пандемии, мы стали свидетелями перераспределения потока СПГ в сторону АТР. С учетом усилившейся в последние годы связанности региональных рынков это привело к значительному росту цен на газ в Европе.
Сейчас конкуренция трубопроводного газа и СПГ приобрела глобальный характер и на региональных рынках имеет волнообразную динамику. Усиление или ослабление этой конкуренции на европейском рынке определяется привлекательностью поставок СПГ в Европу по сравнению с поставками на рынок АТР, которая, в свою очередь, зависит от величины так называемой азиатской премии: разницы между спотовыми ценами в Азии и Европе. Положительная, с поправкой на транспортировку, премия приводит к перераспределению потоков СПГ в азиатском направлении. Именно это мы и наблюдаем в настоящее время. Например, суммарные объемы поставки в Европу СПГ от двух крупнейших экспортеров — США и Катара ‒ в первом полугодии 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года упали на 8,69 млрд куб. м, или почти на 25%.
В более отдаленной перспективе можно ожидать дальнейшего роста мощностей по сжижению газа в мире и усиления конкуренции со стороны СПГ. Развитие мировой СПГ-отрасли будет в значительной степени определяющим для состояния и европейского газового рынка. Однако Группа «Газпром», с учетом текущего портфеля и реализуемых проектов как в области СПГ, так и трубопроводного газа, уверена в конкурентоспособности своих будущих поставок на этом быстро меняющемся рынке.
Оценка спрэда между спотовыми индексами цен СПГ в Азии и Европе (по данным на 4.10.2021)
Цены СПГ, долл. США/МБТЕ
JKM NWE-MED Спрэд Ноябрь 2021
28,96
26,38
+2,58
долл. США/МБТЕ
из Австралии
из Катара
из США
из Нигерии
Спрэд между спотовыми ценами СПГ в Азии и Европе с учетом уровня затрат на транспортировку на ноябрь 2021 г.
3,93
2,81
1,64
1,73
Стоимость транспортировки до Европы
2,06
1,22
0,81
0,74
Стоимость транспортировки до АТР
0,71
0,99
1,75
1,59
Источник: ООО «Газпром экспорт»
Перспективы газа
- Будет ли увеличиваться общемировое потребление газа? Каковы перспективы газа в электро- и теплогенерации?
-
По оценкам отраслевых экспертов, в долгосрочной перспективе глобальное потребление газа будет увеличиваться и достигнет максимума в 2032 году. Рост спроса составит порядка 17%: с ожидаемых 4 трлн куб. м в 2021 году до 4,7 трлн куб. м. При этом доля сектора электро- и теплогенерации к 2030 году составит около 38% от общего потребления.
В странах Европы, по имеющимся прогнозам, в ближайшее десятилетие спрос на газ продемонстрирует незначительное снижение: с 544 млрд куб. м в 2021 году до порядка 537 млрд куб. м к 2030-му. Несколько более существенное уменьшение спроса ожидается к 2040 году, однако такая оценка не учитывает возможный рост потребления газа для производства водорода.
В европейской электро- и теплогенерации аналитики ожидают схожие тенденции: в долгосрочной перспективе доля этих секторов в газопотреблении несколько уменьшится. При этом, согласно консенсус-прогнозу отраслевых экспертов, из-за снижения добычи внутри региона общая потребность Европы в импорте газа будет увеличиваться, несмотря на снижение потребления. Цифры прироста импорта к среднему уровню 2018‒2020 годов составят порядка 35 млрд куб. м в 2030 году и 15 млрд куб. м к 2040-му.
- Будет ли расти использование газа в качестве моторного топлива? Каковы планы «Газпрома» в этом направлении на зарубежных рынках?
-
На рынке Европы Группа «Газпром» представлена в сегменте газомоторного бизнеса через компанию Gazprom NGV Europe GmbH в Германии и Чехии, а также через компанию NIS (входит в Группу «Газпром нефть»), которая реализует компримированный природный газ на рынке Сербии. По состоянию на начало 2021 года Группа «Газпром» владела 65 АГНКС в регионе, а объем продаж газа в качестве моторного топлива через собственные станции Группы «Газпром» в 2020 году составил 13,6 млн куб. м. Несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, годовой объем реализации КПГ в каждой из стран присутствия Группы «Газпром» в 2020 году увеличился, что свидетельствует о росте спроса на газомоторное топливо.
В настоящее время в ряде европейских стран действуют меры, направленные на стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива: налоговые льготы, отмена дорожных сборов, поддержка развития заправочной инфраструктуры, а также возможность продажи компаниями, реализующими природный газ в качестве моторного топлива, сертификатов на выбросы парниковых газов. Такие меры создают благоприятные условия для развития данного рынка, а значит, и для газомоторного бизнеса Группы «Газпром».
В сегменте грузовых автомобильных перевозок и водной транспортировки сжиженный природный газ − практически бесконкурентное решение для снижения выбросов парниковых газов. Уже сейчас наблюдается существенный рост автомобильного парка и продаж газа в этом сегменте, и мы убеждены, что потенциал СПГ на транспорте огромен.
В части водного транспорта мы продолжаем реализацию проектов, направленных на развитие рынка бункеровки СПГ в Балтийском регионе. В августе 2021 года было введено в эксплуатацию первое в России судно-бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев», основной задачей которого станет обеспечение заправки судов в Балтийском море. Также оценивается возможность развития СПГ-бункеровки и соответствующей инфраструктуры по производству сжиженного газа в других регионах, в частности на Дальнем Востоке России.
- Смогут ли ВИЭ полностью заменить газ, уголь и атомную энергетику в Европе?
-
Несмотря на то что в долгосрочной перспективе со стороны Евросоюза ожидается снижение спроса на газ по причине реализации заявленных планов перехода к ВИЭ и «зеленому» водороду, полной замены не произойдет. Более того, рост потребления газа будет обеспечиваться за счет сектора низкоуглеродного производства водорода. Уже в среднесрочной перспективе мы ожидаем появления коммерчески эффективных технологий пиролиза метана, позволяющих производить водород из природного газа без выбросов СО2. «Газпром» сам активно работает над созданием таких технологий.
Мы также видим перспективы для роста спроса на газ со стороны планируемых в Европе объектов по производству «голубого» водорода. Национальные водородные стратегии целого ряда стран, а также отраслевые эксперты и регуляторы подтверждают необходимость развития низкоуглеродного производства водорода из природного газа: такой водород можно производить в больших масштабах, и он будет конкурентоспособен по сравнению с «зеленым» водородом.
Кроме того, в Европе также планируется постепенное закрытие угольных электростанций. Эти процессы стимулируются введением различных налогов на выбросы углерода и растущей ценой квот на эмиссию СО2. Однако заметим, что с зимы 2020/21 года потребление угля в секторе электрогенерации увеличилось из-за высоких цен на газ и повышенного спроса на электроэнергию, что стало следствием не целенаправленных действий какой-то из сторон, а результатом действия рыночных факторов — ситуации на рынках угля, газа, электроэнергии и квот. Всё это свидетельствует о том, что закат эпохи угля в Европе не будет столь стремительным, как ожидалось ранее.
В отношении будущего атомной энергетики в Европе нет однозначного мнения. Отдельные страны ЕС намерены частично или полностью закрыть атомные электростанции уже в ближайшие десятилетия. В то же время во многих странах Центральной и Восточной Европы активно рассматривается возможность строительства новых атомных энергоблоков.
- Как может повлиять на поставки «Газпром экспорта» введение ЕС углеродного налога?
-
ПАО «Газпром» традиционно выступает важным и надежным поставщиком в Европу природного газа — самого экологичного вида ископаемого топлива, роль которого в снижении выбросов парниковых газов признается как в ЕС, так и в мировом сообществе.
В данном контексте — с учетом опубликованного Европейской комиссией законопроекта о введении трансграничного углеродного налога — нам представляется вполне обоснованным решение ЕС не включать в периметр действия этого налога поставки природного газа.
Если же впоследствии налог будет введен и в отношении газового сектора, то и в этом случае газ «Газпрома» сохранит высокую конкурентоспособность за счет последовательного внедрения компанией эффективных мер по сокращению выбросов. Экспорт трубопроводного газа «Газпрома» в Европу отличается минимальным углеродным следом и в наибольшей степени отвечает европейским климатическим целям. Использование для доставки газа в Европу нового газопровода «Северный поток — 2» позволит снизить углеродный след за счет экологичности этого маршрута по сравнению с традиционным маршрутом, созданным много десятилетий тому назад.
Китай
- Сколько газа планирует поставить «Газпром» в Китай в текущем году? Каковы перспективы поставок на этот рынок?
-
Поставки в КНР по «восточному» маршруту в настоящее время идут в соответствии с зафиксированными условиями и даже с небольшим превышением наших суточных обязательств. Хочу отметить, что «Газпром» готов в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства перед китайскими партнерами. Осуществляется поэтапное увеличение производительности газопровода «Сила Сибири» для обеспечения поставок на экспорт в Китай в объеме до 38 млрд куб. м в год. За 9 месяцев 2021 года, по предварительным данным, в Китай по этому газопроводу было поставлено 7,1 млрд куб. м газа.
Кроме того, в настоящее время в проработке находится ряд перспективных проектов поставки российского трубопроводного газа в Китай. По одному из них, проекту поставки газа через территорию Монголии, в 2021 году утверждены результаты технико-экономического анализа проекта строительства газопровода на территории Монголии, определен оптимальный маршрут прохождения его трассы и основные технико-технологические параметры. В настоящее время осуществляется подготовка технико-экономического обоснования проекта.
- Планирует ли «Газпром» заниматься развитием системы ПХГ в Китае?
-
На текущий момент «Газпром» не участвует в реализации инфраструктурных проектов на территории Китая.
- Расскажите о планах по экспорту гелия.
-
«Газпром» уже начал коммерческие поставки гелия с Амурского ГПЗ — одного из самых крупных и современных газоперерабатывающих заводов в мире. Гелий направляется на экспорт через порты Приморского края. Для этого построен специальный гелиевый хаб, до которого гелий будет доставляться в криоконтейнерах автомобильным транспортом.
У нас заключен целый ряд долгосрочных соглашений на поставку общим объемом до 60 млн куб. м в год. Поставка таких объемов станет возможна с выходом Амурского ГПЗ на полную проектную мощность в 2025 году. Среди основных потребителей — страны АТР, прежде всего Китай.
Фото: ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», Wärtsilä, Astora GmbH.