Своя турбина большой мощности
Материал опубликован в № 5 корпоративного журнала «Газпром», беседу вел Александр Фролов
На вопросы журнала отвечает генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг» Денис Федоров
- Денис Владимирович, каковы производственные итоги деятельности «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) в 2019 году?
-
Объемы производства электрической и тепловой энергии в компаниях Группы «Газпром энергохолдинг» в 2019 году оказались чуть ниже плановых значений. Мы произвели 143,1 млрд кВт⋅ч электрической и 110,1 млн Гкал тепловой энергии. Несмотря на это, наши экономические показатели оказались существенно выше плановых значений. В 2019 году компании Группы «Газпром энергохолдинг» заработали 49 млрд рублей чистой прибыли (на 7 млрд рублей выше плана). В целом все компании энергохолдинга улучшили результаты относительно 2018 года. Исключением стало «Мосэнерго», там показатели чистой прибыли снизились вследствие завершения оплаты мощности по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) на оптовый рынок по трем энергоблокам. Из ключевых знаковых событий — в 2019 году мы ввели в эксплуатацию Грозненскую ТЭС мощностью 360 МВт, это заключительный объект ДПМ в нашей программе.
Против эпидемии
- Каковы планы на 2020 год? Как на них повлияли теплая зима и эпидемия COVID-19?
-
На 2020 год мы планировали производственные показатели на уровне 2019 года. Выручка была запланирована на 4,6% выше факта 2019 года, что в большей части вызвано индексацией цен и тарифов. Чистую прибыль — на уровне 41 млрд рублей. Разумеется, мы не ожидали, что средняя температура в наших регионах присутствия в первом квартале 2020 года окажется на 5 градусов выше климатической нормы. Поэтому объем реализации тепловой энергии значительно сократился (на 13% относительно плановых значений). По отпуску электрической энергии по результатам первого квартала 2020 года мы идем на 12% ниже плановых значений. Проводим оценку этого влияния и последствий. Безусловно, будут внесены изменения в работу компаний в целях сохранения надежности функционирования с учетом воздействия коронавируса и сохранения финансовой устойчивости.
- Какие меры ГЭХ принимает в рамках противоэпидемиологической борьбы?
-
Мы крайне серьезно и последовательно относимся к вопросу защиты от коронавируса: соблюдаем все поручения и рекомендации регулирующих органов и «Газпрома» в отношении защиты персонала и наших производственных объектов. Большинство сотрудников было переведено на удаленную работу. Ключевой персонал, от которого зависит беспрерывность производства, в самом необходимом количестве присутствует на объектах с соблюдением всех правил по защите.
Оптимистичный сценарий
- Каковы последствия эпидемии для производственных показателей в рамках ЕЭС марта-апреля? К какому из разработанных Минэнерго сценариев ближе складывающаяся ситуация?
-
Пока оцениваем результаты первых месяцев по оптимистичному сценарию. Так, при снижении потребления за первые две декады апреля примерно на 4% цены рынка на сутки вперед (РСВ) снизились сильнее — в среднем на 18%. Ожидаем общегодовое снижение потребления на уровне минус 4%. Для нас приоритетным остается вопрос собираемости платежей за поставляемые ресурсы. Учитывая текущую ситуацию, вероятен рост задолженности потребителей. Работаем в этом направлении и рассчитываем минимизировать воздействие данного фактора на эффективность работы наших компаний.
- Учитывая малоснежность прошедшей зимы, насколько может снизиться доля гидрогенерации в общем объеме производства электроэнергии?
-
Воды было много вне зависимости от снега — вследствие дождливой погоды в ряде регионов. При этом в части областей страны снежность сохранила показатели прошлого года. По году, думаю, доля ГЭС вырастет более существенно. Так, в апреле выработка ГЭС выросла на 30%. Это снижает нашу долю на рынке выработки электроэнергии.
- Как на ваших производственных показателях сказывается похолодание в апреле 2020 года?
-
Действительно, первые дни апреля были более холодными, чем обычно, но, если смотреть в целом по прошедшим дням месяца, температура находилась в рамках прошлогодних цифр. Скоро выходит отчетность за первый квартал 2020 года, где можно будет увидеть воздействие более высокой температуры в зимние месяцы на показатели наших компаний.
- Какое влияние на ваши планы оказывает Восточная газовая программа? Как продвигаются работы по обеспечению электроэнергией Амурского ГПЗ?
-
Свободненскую ТЭС планируем ввести в эксплуатацию в плановые сроки. Есть, конечно, риски на фоне вируса, но, надеемся, эти риски не оправдаются, а станция будет введена своевременно.
Собственное оборудование
- Как можете оценить промежуточные итоги работы компании «ГЭХ Индустриальные активы»?
-
Компания создана совсем недавно, поэтому сейчас рано говорить о каких-то итогах. Лучше сказать о наших планах. Первым в состав новой компании вошел недавно купленный «РЭП Холдинг». Компания является производителем газоперекачивающих агрегатов (ГПА), компрессоров, турбин, в том числе для «Газпрома». В дальнейшем на базе «ГЭХ Индустриальные активы» мы планируем развивать машиностроительные и ремонтно-сервисные компании, которые уже входят в «Газпром энергохолдинг». В ближайшее время мы наполним «ГЭХ Индустриальные активы» компаниями по сервису парогазовых установок (ПГУ), ремонтно-механическим заводом (сейчас входит в состав «Мосэнерго»), заводом по производству теплоизоляции.
- С какой целью вы консолидируете эти активы? И какой эффект ожидаете от вхождения «РЭП Холдинга» в состав ГЭХ?
-
Мы рассчитываем получить от приобретения «РЭП Холдинга» ряд эффектов. Это осуществление производства ГПА — стратегически важного оборудования для «Газпрома», напрямую влияющего на надежность транспортировки магистрального газа. Производство компрессорного оборудования исторически являлось сильной стороной Невского завода, поэтому развитие данного направления возможно осуществлять и для целей транспорта газа, и для повышения его параметров для использования современными газовыми турбинами. Также мы видим потенциал в ускорении локализации турбин большой мощности за счет имеющихся наработок компании в части локализации турбины мощностью 32 МВт.
Энергостратегия
- Как на ваших планах сказывается программа ДПМ-2?
-
Для «Газпром энергохолдинга» программа ДПМ-2 — это возможность модернизировать свое генерирующее оборудование и гарантия получения будущих доходов компаний за счет эксплуатации современного эффективного оборудования. Инвестиции в проекты окупаются за счет тарифа на мощность.
Мы заявили в программу ДПМ-2 ряд проектов на общую мощность 1,9 ГВт. Это около 15% от всей квоты ДПМ-2. Часть проектов отобралась сразу, часть — в объеме 0,5 ГВт — была дозаявлена в ходе решений правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Мы подали только те проекты, которые полностью соответствуют требованиям правительства по локализации оборудования. В Группе «Газпром энергохолдинг» есть еще несколько проектов, которые мы просто не стали заявлять, так как для их реализации необходимо использовать газовую турбину российского производителя, которой попросту еще нет на рынке.
- Какова роль ГЭХ в рамках реализации новой Энергостратегии России до 2035 года?
-
В рамках Стратегии-2035 мы планируем сохранить лидирующие позиции в отрасли, оставаясь эффективной компанией с портфелем современных надежных энергоактивов. Мы активно участвовали в разработке данного документа. К сожалению, не все наши предложения учтены, в частности, по поддержке угольной генерации. Рассчитываем на дальнейшую доработку стратегии.
- Что можно сказать о перспективах российской угольной генерации в 2020-х годах?
-
В целом ситуация в угольной генерации только ухудшается. Цены на энергетический уголь не снижаются, а цены на РСВ — падают. Учитывая высокую долю условно-постоянных затрат угольной генерации на данный момент, станции просто неконкурентоспособны на рынке. Нужно сохранить угольную генерацию, в том числе в центральной части России, в целях сохранения диверсифицированного энергетического баланса. Для этого необходимо принятие решений, направленных на поддержание угольных электростанций, в первую очередь в центральной части РФ.
- Как оцениваете темпы развития возобновляемой генерации в России? И насколько оправданны заявленные планы?
-
Отношение у нас в целом скептическое. Генерацию на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) нужно развивать там, где это действительно необходимо, а не строить их где попало только потому, что это, как некоторые говорят, «современно и экологично». Плюс не нужно забывать о ресурсной составляющей нашей страны.
Я неоднократно уже говорил о необходимости резервирования мощностей ВИЭ, об их значительной неэффективности в большинстве случаев для потребителей. Всё это приводит к росту стоимости электроэнергии для конечных потребителей, которые потом относят данный рост в том числе на производителей недорогой эффективной электроэнергии, вырабатываемой на традиционных источниках топлива.
За пределами России
- Как продвигается строительство газовой электростанции в Панчево? Насколько для ГЭХ значим этот проект?
-
Проект строительства станции в Панчево находится на завершающей стадии. Планируем запустить в намеченные сроки. Хотя текущая ситуация в Сербии накладывает определенные риски. Для нас это знаковый проект — первый международный энергетический актив. Рассчитываем, что данный проект станет важной отправной точкой в постепенном участии «Газпром энергохолдинга» в международных энергетических проектах.
- Какова судьба сербской ветроэлектростанции?
-
В настоящий момент мы ведем переговоры об условиях реализации нескольких проектов.
- Какую долю в установленной мощности сербских электростанций займут станции ГЭХ?
-
Пока мы можем говорить только о ТЭС Панчево установленной мощностью около 200 МВт. Остальные проекты находятся в процессе обсуждения. Станция будет снабжать теплом и электроэнергией нефтеперерабатывающий завод компании НИС, принадлежащей «Газпром нефти». Избыток электроэнергии будем поставлять на рынок страны.
- Есть ли еще планы по работе за пределами России?
-
Мы традиционно рассматриваем потенциальные рынки Вьетнама и Китая, Латинскую Америку, Кубу. Ранжировали ряд проектов по приоритету. Думаю, что до конца года будем лучше понимать конкретные перспективы.