Время рекордов
23 ноября 2017
Материал опубликован в № 11 корпоративного журнала «Газпром», беседу вел Сергей Правосудов
На вопросы журнала отвечает заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Александр Медведев
- Александр Иванович, сколько газа уже удалось экспортировать в текущем году и по какой средней цене? Каких показателей по объему и цене ожидаете по итогам 2017 года?
-
По предварительным данным, объем поставок газа ПАО «Газпром» по контрактам ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья за первые три квартала 2017 года составил 139,4 млрд куб. м, что более чем на 10% выше, чем за тот же период 2016 года. Поэтому по итогам года мы совершенно точно побьем прошлогодний рекорд и наверняка установим новый, не менее впечатляющий. Средняя цена за девять месяцев текущего года составляет около 190 долларов за 1 тыс. куб. м. Примерно такой же уровень мы ожидаем и по итогам года.
Рост спроса
- Чем можно объяснить рост экспорта газа в нынешнем году?
-
Рост экспорта нашего газа обусловлен рядом факторов — прежде всего его конкурентоспособными ценами и неценовыми условиями поставок, восстановлением спроса на газ в Европе, главным образом в секторе производства электроэнергии, и снижением объемов собственной добычи. Дополнительным фактором, способствующим росту отборов российского газа, стал низкий уровень запасов газа в европейских ПХГ и необходимость их восполнить к началу отопительного периода.
- Как вы оцениваете перспективы экспорта газа в 2018 году и в среднесрочной перспективе?
-
На европейском газовом рынке в последние годы происходили и происходят значительные структурные изменения. Развивается инфраструктура, уточняются правила игры, появляются новые поставщики. Одновременно Европа принимает фундаментальные решения в отношении того, как будет выглядеть ее энергетика в будущем. В краткосрочном разрезе можно говорить и об усилении ценовой конкуренции, главным образом между основными поставщиками. Рад отметить, что «Газпром» в этих условиях чувствует себя комфортно. Наш газ конкурентоспособен, и мы имеем возможность реализовать объемы, превышающие минимальные контрактные обязательства. Другие наши преимущества — значительные разведанные запасы газа, функционирующие и строящиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа, портфель долгосрочных экспортных контрактов.
Если смотреть на более длительную перспективу, собственная добыча природного газа в странах Европы продолжит сокращаться, а это потребует дополнительных импортных поставок. Хотя в некоторых публикациях и пугают будущей конкуренцией с поставками сжиженного природного газа (СПГ) из США, текущее состояние рынка однозначно свидетельствует: высокая стоимость полного цикла производства СПГ и его транспортировки из Северной Америки с последующей регазификацией продолжает сдерживать его экспорт в Европу.
И развивающийся проект «Южного газового коридора» в среднесрочной перспективе будет иметь лишь ограниченное влияние на рынок. Объем законтрактованного азербайджанского газа с проекта «Шах-Дениз II» составит 6 млрд куб. м в год для Турции и 10 млрд куб. м в год для стран ЕС. Таким образом, по оценкам международных аналитиков, доля азербайджанского газа не превысит 3% европейского рынка.
Мы убеждены, что преобладающая часть импортируемого в Европу газа будет и впредь поставляться по долгосрочным экспортным контрактам. Однако мы не стоим на месте и в ответ на изменения на рынке постепенно наращиваем присутствие в сегменте краткосрочных сделок и спотовых операций.
СПГ, СУГ, гелий
- Сколько СПГ планируется экспортировать в 2017 году? Каковы основные направления поставок?
-
Во-первых, год еще не закончился, поэтому делать какой-то точный прогноз результатов бизнеса, где всё меняется в режиме реального времени, будет опрометчивым. Пока, по результатам трех кварталов этого года, зафиксировано небольшое снижение поставок по сравнению с рекордными показателями прошлого года, но в четвертом квартале мы ожидаем оживления торговли. При этом мы продолжаем активно участвовать в тендерах, расширять торговый портфель. Так, в нынешнем году «Газпром» заключил контракт на поставки СПГ в Гану. В эту западноафриканскую страну пойдут внушительные объемы — порядка 1,7 млн т ежегодно. Кроме этого, в сентябре мы поставили партию СПГ в Испанию. Традиционно в «Газпроме» было принято отделять рынки континентальной Европы от рынков стран Пиренейского полуострова, как стран, в которые мы не поставляем газ по трубопроводу. Сейчас можно сказать, что благодаря СПГ «Газпром» нашел связующие коммерческие нити и с этими традиционными потребителями СПГ.
Если говорить о направлениях поставок СПГ в 2017 году, основным потребителем является Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится свыше 80% поставок. Оставшиеся объемы идут на Ближний Восток и другие рынки. За три квартала текущего года на мировые рынки было поставлено 2,2 млн т СПГ.
- Расскажите о планах по сбыту газа в качестве моторного топлива для автомобилей и судов. Какую инфраструктуру планируется создать для развития этого бизнеса?
-
В Европе мы развиваем инфраструктуру и для использования компримированного природного газа (КПГ) на наземном транспорте, и для СПГ для наземного транспорта, топлива для бункеровки морских и речных судов, а также для автономной газификации потребителей, неподключенных к газовым сетям. Сейчас Группа «Газпром» владеет в Европе свыше 60 автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями, а также двумя КриоАЗС и планирует дальнейшее развитие сети газовых заправочных станций для наземного транспорта.
Мы развиваем и инфраструктуру по производству мало- и среднетоннажного СПГ. В настоящее время в Балтийском регионе продолжается реализация СПГ-проекта на КС «Портовая», кроме того выполняется обоснование инвестиций в строительство завода СПГ в районе побережья Черного моря. Мы рассматриваем и возможность строительства завода СПГ на Дальнем Востоке России.
- На какие рынки планируется поставлять продукцию Амурского ГПЗ и гелиевого завода? Какую логистическую инфраструктуру необходимо создать для организации поставок?
-
Газопровод «Сила Сибири» будет введен в эксплуатацию в конце 2019 года. C 2021 года, после завершения строительства Амурского ГПЗ, на внешние рынки начнет поступать продукция этого предприятия — сжиженные углеводородные газы (СУГ) и гелий. В России спрос на «чистые фракции» пропана и бутанов незначителен, поэтому большая часть СУГ — до 1,3 млн т в год — планируется к поставкам на экспорт.
Мы изучали различные направления сбыта и пришли к выводу, что СУГ Амурского ГПЗ в страны АТР предпочтительно реализовывать в охлажденном виде, используя для этого специализированные суда-газовозы. Высокое качество товара и близость терминала к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона позволят «Газпрому» успешно конкурировать с поставщиками из Ближнего Востока и США.
От Амурского ГПЗ СУГ будет поставляться по железной дороге в цистернах до порта Ванино, где будет создан специализированный терминал мощностью 2 млн т в год — возможно, самый крупный изотермический терминал для СУГ в России. Сейчас мы обсуждаем с оператором проекта условия договора на перевалку и продолжаем работу по формированию морской логистики и созданию газовоза ледового класса, ведем переговоры с потенциальными покупателями.
Объемы гелия, производимые на Амурском ГПЗ, к 2027 году составят до 60 млн куб. м в год, или до 1/3 от текущего мирового потребления, и будут направлены преимущественно в страны АТР. Экспорт гелия будет осуществляться в специализированных криогенных контейнерах через порты Дальнего Востока.
Мы провели конкурсные процедуры и сейчас завершаем процесс подписания экспортных контрактов на поставки гелия. В итоге участники рынка получат уверенность в надежных и бесперебойных поставках российского гелия в течение 20 лет. Мы убеждены, что это будет способствовать расширению спроса на гелий, разработке и внедрению новых видов его применения в прикладных областях медицины и физики, космической и атомной отраслях промышленности.
«Северный поток — 2»
- Каковы перспективы компании GASCADE? Когда планируется начать строительство газопровода EUGAL?
-
В последние месяцы компания GASCADE проводила активную работу по развитию проекта строительства газопровода EUGAL. Газопровод протяженностью 485 км и мощностью 55 млрд куб. м в год будет проложен параллельно существующей магистрали OPAL от германского Грайфсвальда до Ольбернау на границе с Чехией. Операторы европейских газотранспортных сетей проявляют большой интерес к этому проекту. По итогам переговоров в проект были привлечены новые партнеры, которые приобрели почти половину долей участия (49,5%). 30 сентября 2017 года были подписаны соглашения о долевом участии в проекте с компаниями Fluxys Deutschland GmbH, Gasunie Deutschland Transport Services GmbH и ONTRAS Gastransport GmbH. GASCADE передает каждому из партнеров долю в проекте EUGAL в размере 16,5%, а за собой оставляет 50,5%.
-
Это соглашение — важный знак поддержки проекта не только со стороны бизнеса, но и со стороны органов власти западноевропейских государств. Оно говорит и о том, что поставки природного газа по «Северному потоку — 2» дают возможность укрепить энергетическую безопасность Западной и Центральной Европы, диверсифицировать маршруты поставок с ориентировкой на рост спроса.
Реализация проекта газопровода EUGAL уже началась — первые трубы доставлены в города Любмин, Дрёгехайде и Пренцлау для складирования в местах хранения вдоль трассы будущего газопровода. GASCADE начнет прокладку трубопровода после получения разрешения на строительство, которое ожидается в середине 2018 года.
- Сможет ли Венгрия получать газ из «Северного потока — 2» или речь идет исключительно о продолжении «Турецкого потока»?
-
С учетом наших текущих планов по реализации инфраструктурных проектов и одновременно с учетом расширения национальных ГТС мы ориентируемся на поставку потребителям Венгрии в первую очередь газа, который будет поступать по сухопутному продолжению газопровода «Турецкий поток». В случае необходимости возможна и поставка по альтернативным маршрутам. Важно, что рынок газотранспортных мощностей Европы развивается, и это хорошо. В связи с этим потребители в Венгрии будут иметь доступ и к газу, который будет поступать из «Северного потока — 2» в хаб Баумгартен.
- Во время запуска газопровода «Северный поток» было объявлено о планах создать газовый хаб в Санкт-Петербурге. Что удалось сделать в этом направлении? Будут ли в ближайшее время проводиться аукционы по продаже газа?
-
Мы испытали механизм аукционной торговли, остались им довольны и в будущем не исключаем, что проведем и новые аукционы для европейского рынка. Но пока, когда наши поставки по долгосрочным контрактам ставят рекорды, зачем нам пытаться таким образом продавать дополнительные объемы? Тут и так всё идет хорошо. А что касается трейдинга газа, мы сейчас создаем собственное подразделение, которое будет работать в этом направлении. Скоро вы узнаете, как будет проходить его деятельность.
- Планирует ли «Газпром» продавать газ зарубежным покупателям за рубли?
-
Такое время наверняка придет, но сейчас мы торгуем на тех условиях, которые выгоднее всего для всех сторон. Сейчас большая часть сделок в мире реализуется за евро и доллары.
Иран, Индия, Япония
- Планирует ли «Газпром» работать с иранским газом?
-
Иран, полагаю, сейчас интересен всем международным нефтегазовым компаниям. Когда страна с такими огромными запасами нефти и газа приглашает международных инвесторов, может ли это не заинтересовать? У нас уже накоплен определенный опыт сотрудничества с Ираном. В этом году «Газпром» подписал меморандумы о возможности участия в разработке четырех месторождений в Иране. В настоящее время формируется облик будущего сотрудничества «Газпрома» и Ирана.
- Расскажите о планах по поставкам газа в Индию. Можно ли это сделать по трубе или рассматривается только вариант СПГ?
-
Рынок Индии в последние годы демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов роста. В долгосрочной перспективе его емкость огромна. Но пока и самому рынку предстоит пройти важные этапы формирования — в первую очередь создание необходимой инфраструктуры, правовых рамок. В прошлом году «Газпром» подписал меморандум по возможности поставок газа в Индию. Мы проработали с индийской инжиниринговой компанией Engineers India все возможные варианты маршрутов поставок и представили их правительству Индии. Сейчас эти варианты рассматриваются. Но, на мой взгляд, в настоящее время на индийском рынке гораздо большие и интересные перспективы открываются для СПГ. Трубопроводный газ в Индию — это пока перспективные проекты для будущего.
- Возможно ли строительство газопровода в Японию?
-
Япония — крупнейший потребитель СПГ в мире и рынок с премиальными ценами. Одно это говорит многое о емкости рынка и перспективах продаж. Но мы знаем и о другой особенности японского газового рынка, а именно — не развитой в достаточной степени газотранспортной инфраструктуре. В определенной степени это служит одним из сдерживающих факторов. Но как крупный потребитель газа Япония в целом заинтересована в снижении стоимости импортируемого газа и строительстве газопровода из России. Компания JOGMEC, ответственная за реализацию проекта с японской стороны, сейчас готовит необходимые обоснования, в том числе возможности минимизации технических и экологических рисков. После этого можно будет перейти к разговору о конкретной конфигурации. Очень многое будет зависеть и от перспектив развития атомной и угольной генерации в Японии.
- В какие сроки планируется запустить третью очередь завода СПГ на «Сахалине-2» и «Владивосток СПГ»?
-
Что касается завода СПГ «Сахалин-2», в июне 2015 года «Газпром» подписал с Royal Dutch Shell меморандум, который предполагает строительство третьей технологической линии завода мощностью 5,4 млн т в год. В этом документе определены сроки инженерных работ и реализации проекта, а также следующие шаги по принятию инвестиционного решения. Для полной загрузки третьей технологической линии планируется использование газа проекта «Сахалин-3». В настоящее время мы находимся на стадии FEED, после завершения которой компания «Сахалин Энерджи» приступит к подготовке окончательного инвестиционного решения с целью ввода эксплуатации третьей технологической линии завода в период 2023−2024 годов.
В целом ресурсная база Сахалинского центра газодобычи позволяет не ограничиваться одним проектом. А регион АТР открывает большие перспективы для использования СПГ в качестве топлива для наземного, морского и речного транспорта, а также для целей автономной газификации. В связи с этим мы изучаем возможность реализации среднетоннажного завода СПГ в районе Владивостока с целью поставок продукции в Китай, Японию и другие страны региона. Сейчас мы ведем работу по определению конфигурации проекта.
- Когда может начать работу «Балтийский СПГ» и на какие рынки он будет ориентирован?
-
В настоящее время совместно с Shell «Газпром» ведет работу над подготовкой pre-FEED исследования по проекту «Балтийский СПГ». Этот проект мощностью 10 млн т будет введен в эксплуатацию в 2022–2023 годы. Проект прежде всего ориентирован на рынки стран Ближнего Востока, Южной Азии, Латинской Америки.
В настоящее время «Газпром» и Shell выполняют совместное технико-экономическое исследование для определения основных технических решений проекта «Балтийский СПГ», после чего начнется разработка задания на подготовку проектной документации и FEED. После подготовки этих материалов будет определен и срок ввода в эксплуатацию завода СПГ.
Американский газ
- Сможет ли американский СПГ конкурировать с российским трубопроводным газом на европейском и китайском рынках?
-
В ближайшие годы новые проекты в США станут дополнительным фактором, оказывающим влияние на рынок СПГ. Общий объем строящихся мощностей по сжижению там составляет порядка 90 млрд куб. м в год. Эти проекты почти полностью законтрактованы. Особенность таких «американских контрактов» — это базис поставки FOB, обеспечивающий покупателю СПГ из США географическую свободу выбора конечного рынка. Благодаря этому определяющим фактором экспортного потенциала США становится ценовая конъюнктура на рынках сбыта. Операторы терминалов по сжижению фактически защищены от риска убытков обязательными платежами по контрактам с условием «сжижай или плати», покрывающими издержки на инфраструктуру, а вот покупатели СПГ на терминале имеют ценовые риски его продажи на конечном рынке.
-
В текущих рыночных условиях полная стоимость поставок американского СПГ на европейский рынок на зиму-2017/18 находится в диапазоне 265–295 долларов за 1 тыс. куб. м, что существенно выше текущих цен и форвардов на европейских хабах и цен российского газа. Таким образом, поставка СПГ с терминала с последующей перепродажей в Европе убыточна для покупателя газа. Согласно оценкам большинства экспертов, наиболее привлекательными для американского СПГ станут рынки стран Азии и Южной Америки, где прогнозируется более высокий уровень цен, чем в Европе. Одновременно эксперты ожидают, что европейская цена будет недостаточна для полного покрытия затрат на поставку североамериканского СПГ как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В отношении поставок в Китай прежде всего важно то, что у нас есть контракт, в соответствии с которым «Газпром» будет поставлять КННК 38 млрд куб. м газа в течение 30 лет с декабря 2019 года. Более того, важно учитывать географическую и инфраструктурную специфику Китая и стоимость транспортировки внутри страны. На северо-востоке и в столичном регионе — а это основные центры потребления российского газа, который пойдет по Восточному маршруту, — американский СПГ конкурентом нам не станет.
- Расскажите о планах по увеличению мощности ПХГ за рубежом.
-
Прежде всего мы наметили завершить плановое наращивание мощностей в европейских хранилищах. Это ПХГ «Катарина» в соляных кавернах в Германии и ПХГ «Дамборжице» в Чехии. Вместе с партнерами мы ищем пути для расширения и модернизации других действующих ПХГ. Так, по проекту ПХГ «Банатский Двор» подписан меморандум об увеличении активной емкости хранилища до уровня не менее 750 млн куб. м, ведутся консультации по возможности расширения ПХГ «Хайдах».
В целом реализация новых проектов ПХГ будет зависеть от ввода экспортных газотранспортных мощностей «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Ведь мощности по хранению газа призваны обеспечивать гибкость и надежность поставок. А так как мы активно работаем над нашим крупнейшим проектом на востоке — предстоящими поставками газа в Китайскую Народную Республику, — сейчас прорабатывается план создания коммерческих мощностей ПХГ в Китае.