Газовый КАМАЗ: 10 африканских испытаний

1 февраля 2017


Cтарт

1.
Сергей Куприянов — пилот
Александр Куприянов — штурман
Анатолий Танин — механик

2.
Андрей Каргинов — пилот
Андрей Мокеев — штурман
Дмитрий Никитин — механик

31 декабря 2016 года в Монако состоялся торжественный старт девятого выпуска ралли-марафона Africa Eco Race 2017. От команды «КАМАЗ-мастер» в гонке приняли участие экипажи Сергея Куприянова1 на газовом КАМАЗе и Андрея Каргинова2 — на дизельном.

Маршрут африканского марафона включал 12 этапов — это более 6500 км, из которых порядка 3800 км — скоростные спецучастки. В грузовом зачете соперниками наших спортсменов стали команды из Чехии, Португалии, Венгрии и Франции. Финиш традиционно был запланирован на знаменитом Розовом озере в столице Сенегала — Дакаре.

«Африка — это плацдарм, где природа находится в бесконечной работе — жара, холод, дожди, наводнения, ветра меняют ландшафт до неузнаваемости в короткий период. Невозможно предугадать, что ждет завтра, но это учит верить и надеяться только на свои силы, сплоченную команду и надежный автомобиль», — отметил пилот газового КАМАЗа Сергей Куприянов.

Участие газового КАМАЗа на Africa Eco Race в этом году особенно символично. Впервые общественности представлен бренд EcoGas, который зарегистрирован для реализации природного газа в качестве моторного топлива. Идентификация природного газа в качестве розничного продукта на рынке моторных топлив является уникальным событием для ПАО «Газпром». Символ бренда украсил кузов и кабину спортивного грузовика. Заправку экологичным топливом традиционно обеспечивает передвижной автогазозаправщик компании «Газпром газомоторное топливо». В составе технической поддержки он также отправился в Африку.

После торжественного старта караван автомобилей переместился во французский город Сэт, откуда стартует паром в Надор. Следующая остановка — Марокко!

  1. В Монако стартовал ралли-марафон Africa Eco Race

    (длительность: 3:02) Россия 24, 1.01.2017

  2. В Монако стартовал ралли-марафон Africa Eco Race

    (длительность: 1:47) Матч ТВ

Испытание 1: Острые камни Марокко

2 января 2017 года (1 этап)

Надор / Домен Муле. Всего: 610 км. Спецучасток: 86 км

Первый этап неподалеку от марокканского города Надор был коротким, его протяженность составила 85 км.

Это спецучасток — сплошное бездорожье. Дорога скалистая и покрыта гравием. Здесь штурманы должны быть предельно внимательны, а пилоты — бдительными, потому что в прошлые годы именно здесь несколько экипажей сошли с дистанции. 

«В целом этапом довольны, финиш есть! По марокканским камням мы в первый раз ехали на нашей новой резине. Она более жесткая и больше скользит. К этому нужно было привыкнуть», — рассказал Сергей Куприянов.

Увы, каменистые дороги преподнесли спортсменам неприятный сюрприз: в пути пришлось менять колесо.

«Мы очень быстро обогнали два грузовика, но где-то на 22 километре пробили колесо. Пришлось менять. Пока меняли — нас обогнали. В итоге на коротком спецучастке наверстать такое серьезное отставание не получилось. Но это только первый этап. Тем интересней будет гонка», — заверил пилот.

  1. Противотанковый ров и пробитые колеса. 1-й этап Africa Eco Race

    (длительность: 3:20) Матч ТВ, 3.01.2017

  2. Россияне победили в первом этапе ралли Africa Eco Race

    (длительность: 2:49) Россия 24, 3.01.2017

Испытание 2: Сложная навигация

3 января 2017 года (2 этап)

Домен Муле / Тагуните. Всего: 393 км. Спецучасток: 370 км

Второй этап по марокканским плато составил 370 км в «боевом» режиме. На пути были встречены первые дюны, на трассе чередовались щебень и песок. Однако, несмотря на небольшую навигационную заминку, газовый КАМАЗ второй на финише этапа. Андрей Каргинов на дизельном грузовике утвердился на первой позиции.

«Когда на этапе все идет хорошо, не возникает никаких проблем, ты не ждешь финиша, а хочешь чтобы спецучасток продолжался подольше. Сегодня, правда, был один сложный момент: нам встретились две похожие дорожки, мы сначала уехали по той, что была левей, но быстро поняли, что она неверная, и перестроились. А там уже собралось машин десять в поисках правильного пути. Мы обошли два грузовика, несколько джипов и дальше вырвались вперед», — пояснил Сергей Куприянов.

  1. Africa Eco Race: российские гонщики — в лидерах

    (длительность: 3:19) Россия 24, 4.01.2017

  2. 370 километров бездорожья и караваны верблюдов. 2-й этап Africa Eco Race

    (длительность: 3:40) Матч ТВ, 4.01.2017

Испытание 3: Проблемы с радиатором

4 января 2017 года (3 этап)

Тагуните / Асса. Всего этап: 525.35 км. Спецучасток: 433.07 км

На третьем спецучастке первым в грузовом зачете вновь оказался экипаж Андрея Каргинова. А вот экипаж Сергея Куприянова на газовом автомобиле потерял около полутора часов драгоценного времени за ремонтом вышедшего из строя радиатора.

«Сегодня мы достаточно неплохо прошли пески, но в одном месте ударили защитой в склон дюны и повредили радиатор. У нас вытекла охлаждающая жидкость. Пришлось останавливаться, менять вентилятор, латать радиатор. Словом, работы было много», — резюмировал пилот газового КАМАЗа.

Также накануне в грузовом зачете стало на одного участника меньше: единственная женщина-пилот грузовика на Africa Eco Race Элизабет Жасинту из Португалии досрочно завершила гонку из-за поломки двигателя. Африка всегда непредсказуема.

  1. Каргинов и Васильев лидируют после третьего этапа на Africa Eco Race-2017

    (длительность: 2:57) Россия 24, 5.01.2017

  2. Три российских экипажа — в лидерах после 3-го этапа Africa Eco Race

    (длительность: 3:00) Матч ТВ, 5.01.2017

Испытание 4: Предельная скорость

5 января 2017 года (4 этап)

Асса / Ремз-эль-Кебир. Всего этап: 409,22 км. Спецучасток: 409,22 км

Этап оказался удачным для экипажа газового КАМАЗа — он пришел к финишу первым. Однако дороги Марокко продолжают преподносить спортсменам неприятные сюрпризы: экипаж Андрея Каргинова по дороге к финишу пробил две шины.

«Сегодняшний этап прошли отлично: на одном дыхании, без остановок, без замены колес и выиграли его! А этап был очень сложный. 409 км каменных и песчаных дорог в марокканском стиле. Сокращаем разрыв с конкурентами!», — подчеркнул Сергей Куприянов.

По итогам спецучастка: Сергей Куприянов на 1 месте, Андрей Каргинов на 2 месте в зачете грузовиков.

  1. Africa Eco Race 2017: на чем соревнуются участники гонки

    (длительность: 3:56) Россия 24, 6.01.2017

  2. Васильев и Жильцов заняли второе место на 4-м этапе Africa Eco Race
  3. Российские экипажи остаются без запасных колес. 4-й этап Africa Eco Race

    (длительность: 2:48) Матч ТВ

Испытание 5: Марафонские расстояния

6 января 2017 года (5 этап)

Ремз-эль-Кебир / Дахла. Всего этап: 696,31 км. Спецучасток: 456,67 км

Первая половина ралли-марафона Africa Eco Race осталась позади. Самый протяженный этап, где скоростной участок составил более 450 км, финишировал на побережье Атлантического побережья в марокканской Дахле. В общей сложности, гонщикам в этот день пришлось преодолеть 700 км. Несмотря на коварный протяженный маршрут наши спортсмены справились с этим испытанием отлично: экипаж Сергея Куприянова и Андрея Каргинова заняли первое и второе место по итогам этапа соответственно.

«Марокко позади! Сегодня пролетели спецучасток на всех парах. Два Камаза финишировали один за другим. Продолжаем отгрызать у конкурентов время, потерянное на ремонте радиатора! Впереди Мавритания, которая расставит всех на свои места!», — прокомментировал пилот газового грузовика Сергей Куприянов.

  1. «Африка Эко Рейс»: экватор пройден

    (длительность: 3:13) Россия 24, 8.01.2017

  2. Экипажи «КАМАЗ-Мастер» снова первые. 5-й этап Africa Eco Race

    (длительность: 3:03) Матч ТВ

День механика

7 января 2017 года (день отдыха)

День на побережье океана в Дахле — лишь условно называется «днем отдыха». В этот день продолжается командная работа, но только по слесарной части: намечена замена рессор, поскольку они были серьезно нагружены во время первой половины гонки, и плановый осмотр автомобилей.

В газодизельном грузовике проверяется газобаллонное оборудование. В этот день наконец-то можно заправить машину в светлое время: традиционно грузовик заправляется после каждого этапа на бивуаке глубокой ночью. Заправку автомобиля природным газом обеспечивает передвижной автогазозаправщик ООО «Газпром газомоторное топливо». В составе колонны автомобилей технического сопровождения команды «КАМАЗ-мастер» газозаправщик преодолел весь маршрут ралли-марафона. Полной заправки автомобиля обычно достаточно на 600–700 км при работе двигателя в газодизельном цикле.

  1. Единственный экологически чистый грузовик на дистанции Africa Eco Race

    (длительность: 2:22) Матч ТВ

Из Марокко в Мавританию

8 января 2017 года (6 этап)

Дахла / Тивилит. Всего этап: 744, 42 км. Спецучасток: 172, 54 км

Шестой этап — пограничный между Марокко и Мавританией. Специальный скоростной участок составил здесь 172 км.

3. Вечером стало ясно, что это был россиянин Дмитрий Агошков, двигатель его мотоцикла полностью разрушился. Сход.

Сергей Куприянов: «Мы в прошлом году уже проезжали этот этап, и сегодня было понятно, что он будет очень-очень быстрым. Наверное, самым быстрым за всю гонку. Это сделано специально с учетом необходимости прохождения границы и возможных задержек. Спецучасток должен оставить день соревновательным, но при этом не создать никаких проблем. Тем не менее, без проблем, увы, не обошлось. Мы видели мотоциклиста, который стоял3. Видели одного из лидеров в категории „внедорожники“ Тьерри Маньяльди, который возился с машиной».

Итоги 6 этапа: Каргинов (1 место), Куприянов (2 место) с разницей 2,5 минуты.

  1. «Африка Эко Рейс»: гонка переместилась в Мавританию

    (длительность: 3:10) Россия 24, 9.01.2017

  2. Каргинов и Куприянов — лучшие на старте в Мавритании

    (длительность: 3:23) Матч ТВ, 9.01.2017

Испытание 6: Мавританские пески

9 января 2017 года (7 этап)

Тивилит / Тивилит. Всего этап: 439,54 км. Спецучасток: 414,27 км

Седьмой этап представлял собой кольцевой маршрут. Мавритания славится своими вязкими непроходимыми песками, которые и являются «фишкой» ралли-марафона. Именно здесь пролегает самая сложная и коварная часть маршрута. Автомобили вязнут в песчаных ловушках, теряя скорости, а то и вовсе останавливаются. А останавливаться ни в коем случае нельзя!

Сергей Куприянов: «Была „подсадка“ в песках. Мы сошли с накатанного трека на ровную площадку. А в Мавритании ушел чуть в сторону — сразу поменялась плотность песка и ты просто останавливаешься. Ну, учтем на завтра…»

Увы, на проблемах с вязкими мавританскими песками злоключения экипажа Куприянова не закончились. За 15 км до финиша спортсменам пришлось менять колесо.

4. Чешский гонщик Ярослав Вальтр на грузовике TATRA

«Где-то 25 минут мы потеряли из-за „подсадки“, потом примерно 5 из них отыграли у Вальтра4, это видно по темпу прохождения спецучастка, но затем за 150 км до финиша прокололи колесо. Сначала справлялась подкачка, но не хватило совсем чуть-чуть. За 15 км до финиша колесо превратилось в лохмотья. Дальше ехать было невозможно. Пришлось менять колесо, на этом мы потеряли еще 11 минут», — добавил Куприянов.

 

  1. Марафон «Африка Эко Рейс»: организаторы давят на «КамАЗ»

    (длительность: 3:45) Россия 24, 10.01.2017

  2. Как выглядят пробитые колеса в Мавритании? 7-й этап Africa Eco Race

    (длительность: 3:51) Матч ТВ, 10.01.2017

Испытание 7: Экстремальное пилотирование

10 января 2017 года (8 этап)

Тивилит / Амоджар. Всего этап: 453,69 км. Спецучасток: 425,44 км

Следующий мавританский этап также обещал пески. Однако скоростная трасса была качественно иной — спортсменов ожидали дюны. В пески экипажи КАМАЗ-мастер вошли друг за другом, страхуя друг друга на сложном участке. Этап оказался хоть и успешным, но достаточно напряженным.

5. Чешский гонщик Томаш Томечек на грузовике TATRA

«Температура в кабине сегодня была невысокая, +33, но этап оказался жарким. Нам нужно было отыгрывать время, поэтому мы ехали настолько быстро, насколько это было возможно, сбавляя скорость только на явно сложных участках. Мы довольно быстро обогнали Томечека5, но потом произошел очень опасный момент: нам не хватило хода, чтобы взойти на дюну, мы ушли резко направо вниз по склону и встали. Машина была под очень сильным наклоном, но устояла и не перевернулась только потому, что колеса уже были развернуты вниз по движению. Иначе бы лежали на боку. Все обошлось, выехали, но момент был очень опасный», — пояснил пилот газового КАМАЗа Сергей Куприянов.

По итогам спецучастка экипаж Андрея Каргинова в своей категории сохранил лидерство, Сергей Куприянов занял вторую позицию.

  1. Васильев сохранил лидерство на «Африка Эко Рейс»

    (длительность: 3:29) Россия 24, 11.01.2017

  2. Картонный домик, а рядом с ним — внедорожник». 8-й этап Africa Eco Race

    (длительность: 3:40) Матч ТВ

Испытание 8: Концентрация внимания

11 января 2017 года (9 этап)

Амоджар / Акжужт. Всего этап: 464,35 км. Спецучасток: 390,96 км

За считанные дни до финиша гонки этапы становятся сложнее и динамичнее. Большая часть девятого этапа маршрута пролегала через дюны и «camel grass». Для прохождения этого участка пилот должен быть предельно внимателен и осторожен.

«Сегодня были очень сложные дюны: неровный рельеф, мягкий песок. Мы их прошли без особых проблем, хотя было непросто. Были, например, такие дюны, на которых заезжаешь на верхушку, а там практически вертикальный обрыв высотой с двухэтажный дом. Нужно спуститься с него и снова подняться наверх. А песок вязкий. То есть, и быстро спускаться нельзя, поскольку дюна практически вертикальная, и ход внизу нужен, чтобы забраться на следующую. Всего таких дюн было штук десять. Но мы все прошли, сдавать назад пришлось только один раз», — пояснил Сергей Куприянов.

Преодоление одной из дюн для гонщиков едва не обернулось серьезной аварией, избежать которой помог специальный прибор, который по правилам соревнования обязаны установить все участники ралли-марафона Africa Eco Race. В случае внештатной ситуации пилот обязан нажать кнопку этого прибора, и тогда остальные гонщики, подъезжая к аварийной машине, получают сигнал о том, что неподалеку произошла аварийная ситуация, и поэтому нужно быть предельно внимательными.

6. На внедорожнике

«Перед самой высокой из этих дюн мы услышали сигнал, что где-то неподалеку стоит машина, заезжаем на дюну, переваливаем и видим российский экипаж Константина Хорошавцева6. Они оказались буквально в метре от нас! Еще чуть-чуть и мы бы буквально напрыгнули на эту машину. Для ребят это был очень опасный момент, поскольку они никак не обозначили себя на верхушке дюны, только подали сигнал через прибор организаторов», — отметил пилот газового КАМАЗа.

Кроме того, у экипажа Куприянова не обошлось без технических проблем — отказала подкачка колес. Результат дня — четвертое место.

  1. "Африка Эко Рейс": главная интрига — второе и третье место

    (длительность: 3:11) Россия 24, 12.01.2017

  2. Истории, которые возможны только на Africa Eco Race. 10-й этап

    (длительность: 3:22) Матч ТВ, 13.01.2017

Испытание 9: Камни в пыли

12 января 2017 года (10 этап)

Акжужт / Акжужт. Всего этап: 482,31 км. Спецучасток: 423,65 км

Десятый этап стал «второй мавританской петлей». Кольцевые этапы организаторы намеренно делают более сложными, чтобы в случае серьезных проблем сошедших с дистанции участников удобнее было эвакуировать с трассы.

На спецучастке опять пески, которые оба экипажа «КАМАЗ-мастер» традиционно прошли вместе.

7. Казахстанский экипаж Андрей Чередников — Дмитрий Цыро на пикапе FORD

Сергей Куприянов: «10 этап принес не те сюрпризы, на которые мы надеялись. Нужно было отыгрывать время. Мы взвинтили темп, но на обгоне багги в пыли в повороте разбили заднее колесо о камень. Повредили тормозную систему. Замена, ремонт... Но мы на финише этапа! А вернулись сегодня с трассы не все. За 60 км до финиша потерпел серьезную аварию экипаж наших товарищей — Чередников — Цыро7».

  1. "Африка Эко Рейс": с какими трудностями сталкиваются участники ралли-рейда

    (длительность: 2:32) Россия 24, 13.01.2017

Испытание 10: Преодолеть себя!

13 января 2017 года (11 этап)

Акжужт / Сен-Луи. Всего этап: 546,53 км. Спецучасток: 208,02 км

11 этап ралли-марафона Africa Eco Race является последним спортивным участком. Стартуя в Мавритании, финиширует он уже в сенегальском Сент-Луи. Здесь по итогам соревновательных этапов были подведены итоги гонки: первое место в грузовом зачете занял экипаж Андрея Каргинова, Сергей Куприянов на газовом КАМАЗЕ оказался четвертым.

Шесть тысяч километров африканского бездорожья дались участникам ралли-марафона непросто: из 87 стартовавших в Монако участников гонки, на последнем спецучастке финишировали всего 63. Досрочно гонку завершили такие спортсмены, как Тьерри Моньяльди, выступающий в категории «внедорожники», единственная в нынешнем ралли-марафоне женщина-пилот грузовика Элизабет Жасинту из Португалии и российский мотоциклист Дмитрий Агошков.

Экипаж Сергея Куприянова на уникальном газодизельном грузовике в полной мере оправдал приставку Eco в названии ралли-марафона.

«Мы ехали на смеси дизельного топлива и метана, что позволило снизить вредные выбросы и улучшить качество сгорания топливной смеси, одни плюсы.
Мы прошли все этапы, справились со сложнейшей трассой, с машиной, с собой... Преодолели все трудности и проблемы! Каргинов, Мокеев, Никитин — первые в грузовиках! Наш экипаж — на финише в 10-ке абсолюта! И если кто-то скажет, что это не победа — пусть попробует повторить», — сказал пилот газового КАМАЗа Сергей Куприянов.

А впереди — торжественный финиш на Розовом озере!

  1. Россияне удачно выступили на "Африка Эко Рейс 2017"

    (длительность: 2:45) Россия 24, 14.01.2017

  2. Пятница 13-е на Africa Eco Race

    (длительность: 4:25) Матч ТВ, 14.01.2017

Покоряя Африку

14 января 2017 года (12 этап)

Сен-Луи / Дакар. Этап: 292 км. Спецучасток: 22 км

Финальный этап трассы, как и в классическом варианте гонки «Париж-Дакар», стартовал на берегу Атлантического океана. Участники ралли-марафона прошли символический спецучасток и финишировали на Розовом озере — здесь состоялись чествования победителей.

По итогам ралли-марафона газовый КАМАЗ показал первый результат среди транспортных средств с гибридным приводом, занял 4 позицию в категории грузовиков и вошел в десятку среди 52 автомобилей в абсолютном зачете.

Сергей Куприянов: «Мы не первый год выступаем на уникальном газомоторном грузовике. Топливо EcoGas, которое используется в автомобиле, полностью соответствует основной концепции главного эколо гичного марафона планеты — Africa Eco Race. Наше участие на экологичном автомобиле позволяет показать всему миру, что Россия задает стандарты по защите окружающей среды и развивает альтернативные виды топлива на транспорте».

  1. "Африка Эко Рейс 2017": россияне победили почти во всех категориях

    (длительность: 2:18) Россия 24, 15.01.2017

  2. Триумфаторы «Дакар-2017» и «Africa Eco Race» — о прошедших гонках

    (длительность: 15:03) Матч ТВ, 20.01.2017

Фото: Сергей Поливец, Михаил Ласточкин, Роман Романишин (Россия), Alessio Corradini (Италия).

Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.