Плюс два

9 июля 2013
Материал опубликован в № 7–8 корпоративного журнала «Газпром»

В текущем году «Газпром» введет в эксплуатацию сразу два морских месторождения углеводородов. Это станет очередным этапом активной подготовки корпорации к широкомасштабному выходу на российский континентальный шельф. В настоящий момент среди отечественных компаний лишь «Газпром» обладает необходимым опытом и техническими средствами для осуществления морской нефтегазовой экспансии собственными силами.

Подготовка — промежуточные итоги

На сегодняшний день «Газпром» владеет самым крупным и современным действующим флотом буровых установок и специализированных судов обеспечения для работ на континентальном шельфе России. Так, для бурения разведочных и эксплуатационных морских скважин по заказу корпорации построены две полупогружные плавучие буровые установки — «Полярная звезда» и «Северное сияние» (способны работать на глубинах моря 70–500 м), самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Арктическая» (10–100 м), а также плавучий буровой комплекс «Обский-1» (до 10 м). Проведена модернизация СПБУ «Амазон» для бурения в арктических условиях на глубинах до 40 м. «Газпром» эксплуатирует современные транспортно-буксирные суда «Сатурн» и «Нептун», созданные для снабжения плавучих буровых установок. Многофункциональные ледокольные суда «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» специализируются на обеспечении морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» в Печорском море. Транспортно-буксирные суда с малой осадкой «Дунай», «Десна» и «Кубань» предназначены для работ в мелководных акваториях Обско-Тазовской губы и Приямальского шельфа. Научно-исследовательское судно «Академик Голицын» — для обследования акватории и морского дна в районах строительства и обустройства морских нефтегазовых объектов. Крановое судно «Газшельф» — для проведения работ на шельфовых месторождениях и выполнения погрузочно-разгрузочных операций в море. Танкер-заправщик ледового класса «Газпромшельф» — для бункеровки морских объектов топливом. И, наконец, в мае нынешнего года на воду спущено судно снабжения ледового класса «Иван Сидоренко», которое специализируется на обеспечении плавучих буровых установок в условиях арктического шельфа, доставке сменных экипажей и тушении пожаров. Оно позволит увеличить календарную продолжительность буровых работ в акваториях замерзающих морей. Еще одно такое же судно — «Остап Шеремета» — достраивается по заказу «Газпрома» на Амурском судостроительном заводе и будет введено в эксплуатацию в апреле следующего года. Оба этих судна предполагается использовать в первую очередь для обеспечения работ на континентальном шельфе острова Сахалин в рамках проектов освоения Киринского и Южно-Киринского газоконденсатных месторождений.

Помимо этого, «Газпром» активно занимается созданием объектов инфраструктуры для освоения российского шельфа, в частности береговой базы обеспечения морских работ ООО «Газфлот» и Арктического центра в Мурманске. Ни одна другая отечественная компания не имеет мощностей, сравнимых с этими, как, впрочем, и необходимого опыта работ на шельфе. Достаточно сказать, что с 1995 года по настоящее время «Газпром» получил в рамках шельфовых проектов прирост запасов в объеме 3,23 млрд т у. т., открыл семь новых морских месторождений углеводородов, а в нынешнем году начнет добычу газа в Охотском море и нефти в Печорском море.

В текущем году «Газпром» введет в эксплуатацию Киринское газоконденсатное и Приразломное нефтяное месторождения.

Первоочередные проекты и планы

В текущем году «Газпром» введет в эксплуатацию Киринское газоконденсатное и Приразломное нефтяное месторождения. Первое расположено на шельфе острова Сахалин в 28 км от берега и на глубине моря 90–100 м. Его разработка станет новаторским проектом в России: в нем используются технологии подводного заканчивания скважин и исключается эксплуатация морских добычных платформ — технологический комплекс находится на берегу. Проектная производительность промысла составит до 5,5 млрд куб. м газа в год. Вместе с Южно-Киринским газоконденсатным месторождением в перспективе (в соответствии с планами — в 2018 году) Киринское послужит ресурсной базой для проекта «Владивосток-СПГ».

Приразломное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега на глубине воды 19–35 м. Здесь используется построенная по заказу «Газпрома» МЛСП «Приразломная», установленная на точку в августе 2011 года, когда начались пусконаладочные работы и приемо-сдаточные испытания промысла. Эта уникальная стационарная платформа представляет собой укрупненный нефтепромысел на шельфе, технологические и вспомогательные комплексы которого позволяют в автономном режиме осуществлять все процессы освоения месторождения — от бурения скважин и добычи нефти до отгрузки сырья на челночные танкеры.

Программа работ на шельфе «Газпрома» до 2020 года предполагает проведение геологоразведки, направленной как на поиск новых морских месторождений, так и на доразведку уже открытых. За этот период на шельфе планируется пробурить не менее 50 разведочных скважин, а также ввести в эксплуатацию еще два месторождения — Долгинское нефтяное и Южно-Киринское газоконденсатное. Первое находится в Печорском море в 110 км от берега на глубине воды 35–45 м. Сейчас идет его доразведка — в 2013–2014 годах здесь будет пробурено две разведочные скважины. Южно-Киринское месторождение расположено на шельфе острова Сахалин в 40 км от берега на глубине моря 100–200 м. «У нас принята ускоренная программа геологоразведки по Южно-Киринскому, на которую будет направлено 15 млрд рублей, — сообщил начальник Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти Всеволод Черепанов. — В этом году предполагается бурение двух разведочных скважин, в 2014-м — еще двух». По его словам, сегодня запасы этого месторождения по категории С1 + С2 оцениваются примерно в 560 млрд куб. м газа. Бурение на нем скважин в текущем году позволит «Газпрому» прирастить разведанные запасы категории С1. Геологоразведочные мероприятия следующего года предполагают изучение краевых частей месторождения, в том числе его восточного крыла. «Здесь есть вероятность новых открытий. Первичные данные позволяют говорить о том, что, возможно, будет получен достаточно значительный прирост запасов газа», — отметил Всеволод Черепанов.

Также не следует забывать, что «Газпром» полностью подготовил к обустройству уникальное по запасам Штокмановское газоконденсатное месторождение.

Штокман

В связи с истечением срока рамочных соглашений акционеров компании Shtokman Development AG принято решение о разработке новой модели сотрудничества с иностранными партнерами, основанной на производстве сжиженного природного газа, которая предусматривает иные коммерческие условия и оптимизированную техническую концепцию освоения Штокмановского месторождения. Реализовывать проект предполагается в соответствии с принятой «Газпромом» технической концепцией: транспортировка газа в однофазном состоянии, платформа типа FPSO (Floating Production, Storage and Offloading), хранение конденсата на платформе, размещение завода СПГ в долине реки Орловка. В качестве базы для проектирования будет использоваться проектная документация, разработанная «Газпромом». В настоящее время выполняются проектно-изыскательские работы по морским объектам и морскому порту с хранилищами СПГ. К концу 2013 года ожидается завершение проектных работ по морской части проекта с последующим прохождением экологической экспертизы, экспертизы ОАО «Газпром» и Главэкспертизы России. Закончиться эти работы должны в третьем квартале 2014 года. По объектам морского порта в губе Териберская ОАО «Гипроспецгаз» разработало техническую часть проектной документации, в том числе по хранилищу СПГ. В конце прошлого года документация передана на государственную экологическую экспертизу, по результатам которой организована работа, связанная с устранением замечаний. Передача этих документов в Главгосэкспертизу планируется в третьем квартале 2014 года. Проект подготовки территории завода СПГ в долине реки Орловка (с учетом переноса ее русла) разработан и получил одобрение Главгосэкспертизы. Подготовлено техническое задание на проектирование завода СПГ. Департамент по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром» проводит открытый запрос предложений на выполнение проектных работ по заводу СПГ.

«С тех пор как было анонсировано, что по Штокману будет вестись корректировка капитальных затрат и оптимизация проекта, никаких принципиальных изменений в него внесено не было, — рассказал Всеволод Черепанов. — Сроки проекта мы не меняли — 2019 год».

Денис Кириллов