Этапы большого пути

России нужна национальная модель газового рынка

16 мая 2012, материал подготовлен Николаем Хренковым
и опубликован в № 4 корпоративного журнала «Газпром»

В ноябре прошлого года и апреле нынешнего федеральными органами власти были приняты несколько нормативных документов, которые открыли дорогу для торговли газом на биржах и в торговых системах, хотя и оставили нерешенным ряд вопросов, связанных с ее рациональной организацией. В то же время все еще актуальной остается проблема принятия на государственном уровне четко прописанной стратегии, предусматривающей весь комплекс мер по поэтапной реализации формирования рыночных отношений в газовой отрасли.

В настоящее время работу в этом направлении ведут специалисты Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром» и Управления по организации электронных форм торговли газом «Газпром межрегионгаза». Их задача — сформировать модель будущего газового рынка в России, учитывающую как зарубежный опыт, так и специфику нашей страны, подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и созданию инструментов, которые позволят данную модель реализовать. Впрочем, уже сейчас можно говорить, что и в Правительстве РФ, и в «Газпроме», и в экспертном сообществе, несмотря на имеющиеся разногласия, есть примерное понимание, какими должны быть этапы большого пути к газовому рынку.

«Двигатели» торговли

Первый этап — запуск электронной и биржевой торговли газом. В рамках его реализации следует рассматривать два уже принятых нормативных документа: федеральный закон «Об организованных торгах» и Постановление Правительства РФ № 323 от 16 апреля «О реализации природного газа на товарных биржах…», которое разрешило Группе «Газпром» продавать на товарных биржах в 2012 году до 15 млрд и начиная с 2013-го — до 17,5 млрд куб. м газа.

Подобных документов производители и потребители голубого топлива ждали уже дольше обещанного, рассчитывая, что они позволят возобновить спотовые продажи на Электронной торговой площадке (ЭТП) «Газпром межрегионгаза». Как известно, это единственная торговая система в нашей стране, имеющая опыт реализации физических объемов газа по свободным ценам. За два с лишним года работы ЭТП торги на ней четко следовали логике рынка: цену определяли продавцы и покупатели, при низком спросе она падала, а при высоком — росла.

К сожалению, принятое Постановление пока оставило эту площадку (она не имеет лицензии товарной биржи) за бортом рыночной торговли газом, что потребует дополнительного времени и сил на освоение товарными биржами уникального опыта ЭТП. Как показывает зарубежный опыт, специфика организации торговли газом предполагает наличие в структуре рынка, кроме товарных бирж, специализированных торговых площадок, технологически связанных с оператором газотранспортной системы (ГТС). Это позволяет участникам торгов получать информацию о наличии свободных ресурсов газа и их привязке к точкам входа в трубу. При этом сами торги координируются с мощностями ГТС (см. журнал «Газпром» № 11, 2011). Таким образом, создаваемая сейчас модель торговли газом с использованием биржевых технологий потребует от Правительства дополнительных корректировок.

Российская цена

Вторым ключевым этапом рыночного реформирования должен стать уход от государственного регулирования оптовых цен на газ, добываемый «Газпромом» и его аффилированными лицами, для промышленных потребителей (при сохранении для населения регулируемого государством льготного тарифа). Этот этап также уже нашел отражение в принятом в конце 2010 года Правительством РФ Постановлении № 1205. В соответствии с ним с 2011 по 2014 год устанавливается переходный период, когда оптовая цена газпромовского газа регулируется на основе формулы цены, которая предусматривает поэтапное достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывает стоимость альтернативных видов топлива. При этом в формулу цены до 1 января 2015 года включаются понижающие коэффициенты, то есть «Газпром» продает газ с дисконтом, размер которого определяет ФАС.

Одна из ключевых задач создания рынка — свободное ценообразование, а не повышение цены на газ до определенного уровня.

Другой важный пункт этого документа предусматривает, что до 1 июля 2014 года в Правительство должны быть представлены предложения о переходе с 1 января 2015 года от госрегулирования оптовых цен на газ к госрегулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории нашей страны. Иными словами, к указанной дате государство вводит свободное ценообразование на газовом рынке.

Правда, имеются опасения, что Постановление № 1205 (а заявленная в нем схема фактически должна заработать только с 2013 года) будет скорректировано, особенно в той части, которая касается выхода к 2015 году на равнодоходные цены. В частности, руководитель ФСТ Сергей Новиков осенью прошлого года заявил, что, возможно, это событие произойдет в период с 2015 по 2018 год.

Так оно будет или нет, неизвестно, но в любом случае это не повод отказываться от другого пункта постановления и сохранять госрегулирование оптовых цен после 2015 года. Ведь одна из ключевых задач создания рынка — именно свободное ценообразование, а не повышение цены на газ до определенного уровня. Просто формула цены, нацеленная на равнодоходность, является на сегодняшний день единственным рыночным ориентиром для стоимости природного газа в России. Но постепенно, по мере развития инструментов рыночного регулирования они, вкупе с эффективными методами госрегулирования, позволят создать более совершенную систему индикации цен. В перспективе это приведет к формированию внутрироссийской цены на газ, которая будет зависеть не столько от зарубежных нефтяных котировок, сколько от российских организаторов торговли. В ее основе будет лежать межтопливная конкуренция на территории нашей страны, когда потребитель в оценке своих топливных затрат начнет ориентироваться на стоимость различных видов источников энергии конкретно в своем регионе.

Таким образом, при свободном ценообразовании внутрироссийская цена на газ будет формироваться с учетом покупательской способности российских потребителей. Этот момент является, пожалуй, наиболее важным для создания национального российского рынка газа. Не стоит забывать, что объем потребления природного газа внутри нашей страны сопоставим с аналогичным показателем всех стран Евросоюза. Поэтому логично и справедливо, чтобы рыночные цены на газ внутри России формировались на основе внутреннего спроса и предложения, как это сейчас имеет место в США.

Вход — выход

Но для достижения такого результата необходима реализация третьего ключевого этапа, а именно создание рынка газовых мощностей. Сразу заметим, что в отличие от первых двух этапов, для которых нормативная база уже формируется, в отношении рынка газовых мощностей всё нормотворчество пока понимается исключительно как обеспечение доступа независимых производителей (НП) газа к мощностям газотранспортной системы (ГТС) «Газпрома». Иначе говоря, ситуация понимается крайне упрощенно — чем больше негазпромовского газа в трубе, тем больше конкуренции, а значит, лучше для рынка в целом и конкретного потребителя в частности. На самом деле это лучше только для самих независимых, поскольку позволяет им наращивать выручку, а с доступом к трубе у них и сейчас дела обстоят неплохо — объемы их газа, разрешенного к транспортировке, ежегодно растут. Кроме того, в 2010 году вышло Постановление Правительства РФ № 872, в рамках которого «Газпром» обязан снабжать НП полной и подробной информацией о наличии свободных мощностей в ГТС.

Но при всем том около половины продаваемого независимыми газа приходится всего на четыре региона, расположенных недалеко от основных мест добычи. А в южные и западные области России независимые газ не поставляют — ввиду действующей системы перекрестного субсидирования, когда оптовая цена газа в конкретном субъекте РФ не соответствует реальной цене доставки газа в этот регион по системе магистральных газопроводов.

Поэтому создание рынка мощностей логично начать с отмены регионального перекрестного субсидирования и перехода от регулирования государством цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке как монопольного вида деятельности. В настоящее время этот тариф устанавливается только для НП, но его необходимо распространить и на «Газпром». Эти меры позволят создать на территории действия Единой системы газоснабжения (ЕСГ) условия для равной конкуренции между «Газпромом» и независимыми производителями газа.

Следующая важная мера — законодательное изменение статуса «Газпрома». В соответствии с Законом о газоснабжении «Газпром» отвечает за бесперебойное и безаварийное снабжение российских потребителей. Это создает дополнительные преференции НП, поскольку, что бы ни угрожало их поставкам газа, «Газпром» всегда закроет недостающие объемы из собственных ресурсов. Но для рыночных отношений такая ситуация неприемлема — за поставки газа должны отвечать его продавцы в рамках договорных отношений. «Газпром» как собственник ГТС должен быть наделен только функциями гаранта бесперебойной и безаварийной транспортировки законтрактованных объемов газа до конечного потребителя.

Еще один важный момент — необходимо изменить систему тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам. Действующая система предполагает применение двух ставок — «за пользование» и «за перемещение». Ставка «за пользование» определяется по тарифной таблице для пары «зона входа — зона выхода». Расчет ставки «за перемещение» требует определения маршрута транспортировки газа от заданной точки входа до точки выхода, на основании которого рассчитывается протяженность транспортировки газа и стоимость услуги по перемещению товара.

Объем потребления природного газа внутри нашей страны сопоставим с аналогичным показателем всех стран Евросоюза. Поэтому логично и справедливо, чтобы рыночные цены на газ внутри России формировались на основе внутреннего спроса и предложения, как это сейчас имеет место в США.

Как показывает мировая практика, в рыночных условиях эта схема должна работать по-другому, а именно через применение индивидуальных тарифов, отдельно для точек входа и для точек выхода. Такая модель наиболее адекватно отражает сущность процесса организации транспортировки газа по газотранспортной системе, так как на практике отследить маршрут прохождения газа определенного поставщика до конкретного потребителя невозможно.

Торговля мощностью

Далее, должен быть сформирован круг участников: это производители газа, крупные промышленные потребители, трейдеры и региональные поставщики, которые заключат договор с собственником ГТС на право купить мощность на «входе» и «выходе» из газотранспортной системы. Покупка мощности означает приобретение права на подачу или отбор газа в/из ГТС. Причем эти участники могут при желании приобрести мощность одновременно и на «входе», и на «выходе».

Затем они заключают между собой договоры на продажу/покупку газа. Площадками для заключения контрактов могут стать биржи или брокерские конторы, которые находят партнеров, гарантируя их экономическую благонадежность. Сама же торговля, то есть купля/продажа газа, а еще точнее — переход прав собственности на газ, осуществляется внутри газотранспортной системы, в виртуальном балансовом пункте, который не имеет географической привязки к какой-либо физической точке ГТС. Другими словами, торговля газом происходит «в системе».

Таким образом, в режиме онлайн каждый потенциальный покупатель может видеть, какова цена газа «в системе» в данный момент времени. Он сам или через брокера покупает нужные ему объемы газа, имея при этом заблаговременно приобретенную мощность на выходе, то есть оплаченную возможность получить этот объем газа уже на «своей» газораспределительной станции (ГРС), от которой проложен распределительный газопровод непосредственно к его объектам. Впрочем, покупатель может приобрести газ и прямо на скважине по более низкой цене, но тогда для получения газа на «своей» ГРС он должен иметь купленную заранее мощность не только на выходе, но и на входе. Покупатель может приобрести газ и вне ГТС — уже на газораспределительной станции. Тогда вопрос приобретения мощности решает производитель или трейдер, включая ее цену в стоимость газа для потребителя.

Есть еще один важный момент — поскольку крупные потребители в регионе могут приобретать газ у разных поставщиков, в какой-то момент возникает вопрос закрытия баланса, то есть определения фактически потребленных объемов топлива по всем поставщикам и по всем потребителям этого региона. Для осуществления этой функции целесообразно сформировать институт региональных поставщиков, которые обеспечивают поставки газа уже непосредственно на данной территории. Кроме того, их задачей станет обеспечение газом мелких потребителей и населения, не имеющих возможности покупать мощности и газ напрямую у собственника ГТС и производителя газа. Поскольку такой вид деятельности, по всей видимости, является монопольным, стоимость услуг региональных поставщиков должна регулироваться государством примерно так же, как это сейчас имеет место в работе региональных компаний по реализации газа, которым регулирующими органами устанавливается размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ).

Региональный поставщик при этом выступает в двух ипостасях — он покупает газ на оптовом рынке для мелких потребителей и выполняет агентские функции в отношении крупных потребителей, самостоятельно приобретающих газ на оптовом рынке.

Наконец, необходим еще один элемент — функционирование системы коммерческой балансировки газа, которая позволит избегать рисков, связанных с невыборкой или, наоборот, перебором потребителем законтрактованных им объемов газа, а также в ситуациях, когда поставщик по каким-то причинам не сможет обеспечить потребителю договорные объемы поставки газа. Об этой системе, которая уже сейчас разрабатывается «Газпромом», мы писали в № 3 за 2011 год. Отметим лишь, что ее ключевым элементом станет работа торговых систем по продаже физических объемов газа, которые в условиях полноценного газового рынка будут одновременно выступать инструментами спотовой торговли, индикации цен и коммерческой балансировки. Поэтому скорейший запуск этих площадок является на сегодняшний день важнейшим приоритетом газовой отрасли, который позволит реализовать первый этап ее масштабного перехода на рыночные рельсы.

Параллельно необходимо вести работу по переходу от государственного регулирования оптовых цен на газ к регулированию цен на услуги по транспортировке и, наконец, подготовить необходимую нормативную базу для формирования рынка мощностей. Последовательное и поэтапное воплощение этих решений позволит России за 5–7 лет создать свою модель газового рынка, обеспечивающую и интересы потребителей, и необходимый объем инвестиций в развитие газовой отрасли.