Султан Мустафаевич Гамзатов
С 1972 г. — замначальника отдела нефти и газа, первый замначальника сводного отдела научно-технического прогресса в ТЭК в Государственном комитете по науке и технике СССР.
«Оруджев считал себя прирожденным „морским волком“…»
Теория и практика
У Оруджева было много теоретических разработок, изобретений, одна из них — тоннельно-шахтный способ добычи нефти с морского берега. Однако до настоящего момента этот проект так и остался нереализованным.
Оруджев считал себя прирожденным «морским волком». Еще будучи заместителем Миннефтехима СССР, он мечтал о создании морской нефтяной отрасли.
А когда Оруджев стал министром газовой промышленности, внес предложение о создании морского министерства нефтяной и газовой промышленности.
Этот вопрос Сабит Атаевич считал важным и своевременным. Он приложил много усилий для его решения, несмотря на возражения Миннефтепрома СССР и Мингео. Возражали они потому, что в их ведомствах находились все основные морские нефтяные и геологоразведочные предприятия, работавшие в районах континентального шельфа Каспийского моря, на Дальнем Востоке и в морях Ледовитого океана. Передавать их в новое министерство — значило лишаться не только этих предприятий, но и больших бюджетных средств.
Неожиданное предложение
Николай Константинович Байбаков и Владимир Алексеевич Кириллин, как заместители председателя Совета министров СССР, поддержали проект Оруджева. Проект соответствующего постановления был подготовлен и внесен на рассмотрение Совета министров СССР. Однако важные решения принимались только после согласования с ЦК КПСС. Рассказывают, что, придя к секретарю ЦК КПСС, Оруджев просил ускорить решение вопроса, полагая, что руководителем вновь создаваемого министерства будет он. Однако когда узнал, что ему не поручат возглавлять министерство, сделал неожиданное — буквально за два-три дня до заседания совета министров СССР подготовил новые документы о создании в системе Мингазпрома Главного управления по разработкам морских нефтяных и газовых месторождений.
Навсегда с морем
На заседании Совета министров Оруджев заявил, что необходимой базы для создания морского министерства нефтяной и газовой промышленности в стране пока нет. Зато у нефтяников и геологоразведчиков есть свои морские предприятия, а у газовиков только организуются. Поэтому на данном этапе он считает целесообразным создать в структуре Мингазпрома главк, а через 3–5 лет, подведя соответствующую базу, можно будет вернуться к вопросу создания отдельного министерства.
Эта инициатива Оруджева была одобрена.
Незадолго до заседания совета министров, В. Э. Дымшиц спросил Оруджева:
— Сабит Атаевич, почему ты теперь против создания нового министерства?
Оруджев, расстегнув верхние пуговицы рубашки, ответил:
— Вы посмотрите, я же морской нефтяник! Я даже тельняшку не снимаю — и сплю в ней.