Что хорошо для «Газпрома» — хорошо для государства
15 июня 2012
С нового года состав комитетов Госдумы РФ претерпел существенные изменения. В связи с этим потребовалась актуализация проблем газовой отрасли. Для обсуждения насущных вопросов экспертный комитет Госдумы РФ по энергетике 21 мая приехал в «Газпром» вместе с НП «Российское газовое общество» (РГО), которое традиционно является рупором российских производителей газа.
Поднять вопросы
Условия функционирования нефтегазодобывающих компаний становятся сложнее — работа газовиков смещается в новые регионы добычи, что приводит к росту затрат, при этом государство ожидает от них достаточно больших доходов для реализации социальных задач и перевооружения экономики, отметил в своем вступительном слове вице-президент РГО, зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев.
Деятельность «Газпрома» сопряжена со многими аспектами законодательства, поэтому в ходе заседания был затронут очень широкий круг проблем — от налогов до оформления прав на земельные участки для строительства газопроводов и других объектов Единой системы газоснабжения и неплатежей за газ.
Как заявил заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, целью заседания стала не только актуализация существующих проблемных вопросов в газовой отрасли, но и принятие плана работ на перспективу.
Тяготы газовиков
«Газпром» посчитал, что до 2030 года для обеспечения растущего спроса на газ как на внутреннем, так и европейском рынках компании понадобится добывать 630–720 млрд куб. м газа. В целом же по России добыча может достичь 1 трлн куб. м в год. Инвестировать в развитие своего производства «Газпрому» придется по 700–900 млрд рублей ежегодно.
При этом, как рассказал заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Сергей Панкратов, с выходом в новые, более сложные и труднодоступные регионы добычи — полуостров Ямал, регионы Обской и Тазовской губ, шельф Баренцева моря, Восточную Сибирь и Дальний Восток — условия работы значительно усложняются, что приводит к росту затрат.
Рост объемов добычи потребует строительства новых и реконструкции существующих газотранспортных мощностей. Так, к 2030 году планируется построить от 17 до 23 тыс. км новых газопроводов и реконструировать почти четверть действующих.
Государство повышает оптовые цены на газ, но при этом значительно увеличивает налоговую нагрузку на компанию. Лишь в 2009 году «Газпрому» впервые удалось получить минимальную (на уровне 1%) рентабельность по чистой прибыли от поставок на внутренний рынок, заявила начальник департамента экономической экспертизы и ценообразования Елена Карпель. А недавнее решение о повышении НДПИ привело к снижению рентабельности с 22% в 2011 году до 11% в 2012 году. И, по ее словам, если предложения Минфина о дальнейшем двукратном повышении НДПИ будет принято, в 2015 году этот показатель упадет до 7%. Кроме того, предлагаемая Минфином отмена льготы по налогу на имущество газотранспортной системы также приведет к дополнительным расходам отрасли.
По словам Елены Карпель, за счет заниженных регулируемых цен на газ «Газпром» субсидирует российскую промышленность, что равнозначно дополнительной налоговой нагрузке. С 2001 по 2012 гг. объемы этих субсидий достигли 2 трлн рублей.
«Между тем, повышение цен на газ на 15% в год, предусмотренное прогнозом социально-экономического развития, окажет весьма умеренное воздействие на макроэкономическую ситуацию: стоимость тепловой энергии вырастет лишь на 5–6%, промышленной продукции на 0,5%, а общего уровня инфляции — лишь на 0,13%», — подчеркнула Елена Карпель.
Без поддержки государства не обойтись
Запланированные огромные инвестиции, как считают в «Газпроме», нельзя осуществить без поддержки государства — нужно совершенствовать законодательство и ценообразование. В компании уже разработан целый ряд предложений по изменениям законодательства, которые позволят избежать ненужных затрат, включаемых в расчет цены на газ в России.
Так, Сергей Панкратов заявил о необходимости достижения равнодоходных с экспортными цен на газ, совершенствования формулы цены на газ с учетом стоимости альтернативных видов топлива, поэтапного повышения тарифа на транспортировку газа для независимых производителей до уровня, учитывающего затраты на развитие газотранспортной системы и экономически обоснованный размер прибыли.
Впрочем, «Газпром» намерен и сам экономить, применяя инновационные решения. До 2020 года предполагается увеличение расходов на инновационное развитие отрасли как минимум в 4 раза. В «Газпроме» разрабатывается более 25 технологий инновационных технологий, подчеркнул Сергей Панкратов.
«Газпром» также считает необходимым установить нулевой НДПИ для месторождений полуострова Ямал, Восточной Сибири и Дальнего Востока, дифференцировать НДПИ в зависимости от выработанности месторождений и глубины залегания запасов газа. Также, по его словам, необходимо разработать механизм компенсации потерь «Газпрома», возникающих от реализации заведомо убыточных, но социально важных проектов.
Подобную ситуацию можно видеть на Камчатке, где, по словам заместителя начальника департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО «Газпром» Александра Калинкина, «Газпром» несет убытки, поскольку регулируемая цена ниже сложившейся стоимости природного газа за вычетом затрат на транспортировку.
Для газоснабжения потребителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, по словам Сергея Панкратова, необходимо выделять целевые средства на газификацию, стимулировать развитие промышленных потребителей газа, выделять государственные средства на финансирование объектов внешней инфраструктуры, разработать механизмы ценообразования, учитывающие рыночную цену на газ в регионе и обеспечивающие инвестиционную привлекательность проектов.
Кроме того, Александр Калинкин отметил необходимость законодательного увеличения срока геологоразведки, прописываемого в лицензионных соглашениях, для отдаленных регионов и шельфа.
Все участники заседания особо отметили проблему выделения и хранения гелия, которым богаты газовые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока. В этом вопросе нужен целый комплекс мер господдержки, заключили они.
Газопроводы и безопасность
Вышеперечисленные меры относятся в целом к планируемым проектам, но есть и затраты, которые «Газпром» несет по текущим проектам от несовершенного законодательства.
Так, как отметил руководитель департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Олег Аксютин, «Газпрому» необходимо принятие Техрегламента о безопасности магистральных газопроводов по транспортировке жидких и газообразных углеводородов, проект которого был рассмотрен в первом чтении Госдумой в апреле 2011 года. Из-за отсутствия этого закона за нарушение режима охранных зон магистральных газопроводов и минимально допустимых расстояний в России не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность. На 1 января в «Газпроме» зафиксировано 753 нарушения охранных зон и минимально допустимых расстояний до ЕСГ, что повлияло на 21,5 тыс. объектов.
Эти нарушения происходят главным образом от того, что местные органы власти предоставляют земельные участки под дачное и индивидуальное строительство без учета ранее переданных в органы муниципального образования сведений о трассах прохождения магистральных и иных газопроводов, а также из-за изменения границ муниципальных образований.
Так, в результате изменения границ Санкт-Петербурга в городской черте оказалось 130 км магистрального газопровода и 9 газораспределительных станций (ГРС), а в черте Великого Новгорода — действующая компрессорная станция. В результате «Газпром» несет затраты по выносу объектов ЕСГ за черту, тратя существенные средства. Так, в случае с Великим Новгородом эта сумма достигла 2,6 млрд рублей.
ЕСГ в земле и под землей
Еще одной проблемой, которая была озвучена в ходе заседания, являются вопросы, связанные с платой за использование земельных участков, в том числе арендой земельных участков для строительства объектов ЕСГ. В «Газпроме» констатируют рост расходов за пользование участками земли. Олег Аксютин привел пример, когда собственник земельного участка, на котором располагаются объекты Касимовского ПХГ (планируется его расширение и реконструкция), запросил 3 млн руб. за 1 га. Топ-менеджеры призывают разработать методику расчета платы за земли, арендованные у частных лиц.
«Газпром» также считает необходимым разделить условия оформления прав на земельные участки для строительства площадных и линейных объектов ЕСГ, поскольку земельный участок под строительство линейной части нужен лишь временно.
Крайнюю озабоченность «Газпрома», по словам начальника департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям Елены Михайловой, вызывает проект изменений в Гражданский кодекс (ГК), находящийся в Госдуме и предлагающий кардинально изменить регулирование отношений, возникающих в гражданском обороте, а также нормы, определяющие правовое положение его участников. «Вводимый институт собственности на недра и система государственного кадастрового учета влекут изменения законодательства о недрах в порядке управления госфондом. При этом себестоимость добычи углеводородов может существенно возрасти», — сказала она.
Изменениями в ГК также планируется вместо традиционной аренды ввести три новых вида вещных прав (право застройки, право постоянного землевладения, право ограниченного владения земельным участком), переход к которым приведет к огромным организационным затратам. Аналогичная история может произойти из-за предлагаемого порядка оформления прав на недвижимость — необходимости нотариального удостоверения сделок, ведущих возникновение, изменение или прекращение прав.
Энергоэффективность должна быть экономной
«Газпром» в своей деятельности приоритетную роль отводит энергосбережению и повышению энергоэффективности, на всех этапах от добычи газа до распределения его конечным потребителям.
Принятая в 2011 году концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности определила, что к 2020 г. общая экономия энергоресурсов составит не менее 28,2 млн т у. т., удельный расход газа снизится не менее чем на 11,4%, что приведет к сокращению на 49 млн т СО2-эквивалента выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 2001–2010 гг.
Эффект от реализации мероприятий по энергосбережению значителен. Однако, как отметил в своем выступлении Олег Аксютин, существуют и проблемы. Он подробно остановился на наиболее эффективных решениях и предложил возможные варианты решения проблемных вопросов.
По словам Олега Аксютина, существует большой потенциал энергосбережения за счет утилизации тепла отходящих газов газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для действующих компрессорных станций (КС). Современные технологии позволяют существенно повысить энергоэффективность КС за счет максимальной утилизации тепла отходящих газов. Такие технологии существенно повышают энергоэффективность и дают значительный экологический эффект. В мировой практике накоплен значительный опыт успешной эксплуатации турбодетандерных энергетических установок (ТДЭУ). На объектах ОАО «Газпром» требуют замены и реконструкции с использованием оборудования нового поколения около 800 ГРС. Только на объектах ООО «Газпром трансгаз Москва» имеются возможности для установки нескольких десятков турбодетандеров.
Однако, как отметил Олег Аксютин, для практической реализации таких проектов необходимо изменение законодательной базы с учетом нестандартности таких инвестиций и обеспечения их рентабельности. В связи с этим, он предложил на законодательном уровне закрепить обязанность приема в распределительные электрические сети электроэнергии, вырабатываемой с использованием нетрадиционных технологий; распространить имеющиеся и будущие льготы для возобновляемых видов энергии на технологии утилизации тепла отходящих газов ГПА и турбодетандерные установки.
Для рентабельности реализации инвестиционных проектов необходима система целевого финансирования с использованием дополнительных источников. В Федеральном законе «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» предусмотрено несколько возможных источников дополнительного финансирования таких проектов, но на практике они фактически не работают.
Так, законом предусмотрена возможность включения затрат на энергосберегающие мероприятия в тарифы поставляемых товаров и услуг. Однако для транспортировки и поставок газа этот механизм фактически неприменим, из-за того что установленные тарифы на сегодняшний день не покрывают расходов стоимости поставляемого на внутренний рынок газа.
Вторым возможным источником является возможность финансирования за счет инвестиционных кредитов. Формально эта схема может применяться по действующему порядку, определенному Налоговым кодексом. Однако основная масса налогов, уплата которых может быть отложена, является региональными налогами, и достичь соглашения с субъектами РФ о снижении поступления региональных налогов, заложенных в их бюджеты, практически невозможно. Кроме того, основные мероприятия по энергосбережению в транспорте газа формально трудно подвести к объектам, для которых возможно получение такого кредита. Поэтому они, по словам Олега Аксютина, обязательно должны быть включены в Перечень энергоэффективных объектов и технологий, утверждаемых правительством. В частности, это мобильные компрессорные станции, использование водорода для увеличения КПД газотурбинных установок и т. п.
Еще одним дополнительным источником финансирования является заключение энергосервисного контракта. Однако в реальности при заключении таких контрактов нет законодательно определенной возможности передавать часть сэкономленных средств в виде сохраненного в системе газа при добыче, транспортировке и распределении в натуральном или денежном выражении.
Для создания действенного и эффективного механизма государственного стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, по мнению Олега Аксютина, необходимо освободить импорт оборудования, предназначенного для утилизации вторичного тепла, турбодетандеры и мобильные КС от таможенных пошлин; расширить перечень энергоэффективных объектов и технологий, утверждаемых правительством. Энергоэффективность должна стать существенным фактором при выборе оборудования с учетом сроков эксплуатации, и это необходимо закрепить законодательно, считает он. Также, по словам Олега Аксютина, необходимо доработать механизмы применения энергосервисного контракта для снятия бюрократических и налоговых барьеров его применения.
Он также обратил внимание на проблему использования газа в качестве моторного топлива. Мировой рынок газобаллонных автомобилей стремительно развивается. Число транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, превысило 13 млн, к 2020 году, по прогнозу Международного газового союза, оно составит 50 млн единиц, а к 2030 г. — превысит 100 млн единиц. По словам Олега Аксютина, при переходе на газ расходы на топливо муниципальных структур существенно снижаются, однако вся экономия из бюджетов на следующий год изымается, и стимул работы на газовом топливе исчезает.
Олег Аксютин предложил применить мировой опыт в этом вопросе, законодательно закрепив возможность направления части сэкономленных средств от перехода на газомоторное топливо в фонд заработной оплаты труда муниципальных организаций. Также он предложил не изымать экономию из бюджета организации в течение, например, 3–5 лет.
Олег Аксютин также остановился на проблемах в сфере природоохранного законодательства. В связи с изменениями законодательства, проектная документация на вводимые накопители отходов бурения подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня. Это, по словам Олега Аксютина, приводит к увеличению сроков согласования проектов и ввода объектов в эксплуатацию на полгода, а также увеличению стоимости проектных работ на 10%. При этом «Газпром» интенсивно ведет геологоразведку в малоизученных районах с аномальными геологическими условиями. А в условиях Севера альтернативные способы строительства скважин, исключающие объекты размещения отходов бурения, являются технически и экономически неоправданными. В связи с этим Олег Аксютин предложил исключить проектную документацию на накопители отходов бурения из перечня объектов государственной экологической экспертизы.
Еще одной проблемой является отнесение надзорными органами процесса закачки попутно добываемых пластовых вод в подземные горизонты к захоронению отходов высокого класса опасности. Это влечет за собой многократное увеличение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Однако обратная закачка широко применяется за рубежом и является мероприятием, позволяющим избежать причинения вреда окружающей среде. В этой связи, по словам Олега Аксютина, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.
Олег Аксютин также отметил, что многие объекты добычи и транспортировки газа расположены на значительном удалении от водных объектов, и сброс образующихся при их эксплуатации сточных вод после соответствующей очистки осуществляется на рельеф местности. Однако на настоящий момент отсутствуют порядок утверждения нормативов допустимого воздействия, исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, а также регламент выдачи на это разрешений. Олег Аксютин предложил ускорить работу по правовому урегулированию данного вида деятельности.
На конце трубы
Заместитель генерального директора по капитальному строительству и инвестициям «Газпром межрегионгаз» Анатолий Мариничев поднял ряд проблем, с которыми сталкивается Группа «Газпром» при газификации и газораспределении в субъектах РФ.
Во-первых, он отметил сложность оформления прав на земельные участки на период строительства газораспределительных сетей, связанную с тем, что линейные объекты имеют большую протяженность и пролегают по значительному количеству земельных участков. Как решение данной проблемы было предложено — оформление сервитутов.
Анатолий Мариничев также высказался за введение особого порядка приобретения газораспределительными организациями «Газпрома» бесхозяйных газопроводов, которые технологически присоединены к Единой системе газоснабжения. Сейчас в стране порядка 20 тыс. км таких газопроводов, более половины из них используется.
В качестве сдерживающего фактора роста тарифов на транспортировку газа также было предложено рассмотреть возможность предоставления льгот по налогу на имущество для объектов газораспределения.
Кроме того, были озвучены проблемы, связанные с безопасностью обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО). Анатолий Мариничев выступил за то, чтобы контроль над ВДГО осуществлялся Ростехнадзором и в объеме аналогичном контролю над опасными производственными объектами. По его словам, нужно ввести административную ответственность за незаконное установление баллонов и в целом усилить ответственность владельцев ВДГО, а также включить затраты на обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания в тариф на транспорт газа.
Заместитель генерального директора по работе с органами власти и регионами «Газпром межрегионгаза» Николай Исаков отметил рост динамики неплатежей за газ со стороны населения и коммунальщиков и предложил исключить управляющие компании из цепочки по приему денежных средств за непринадлежащие им ресурсы. Проблему преднамеренного банкротства управляющих компаний Николай Исаков предложил решить установлением минимального размера уставного капитала или чистых активов для управляющих компаний и операторов котельных, а также ввести ответственность для органов власти за принятие решений, приводящих к преднамеренному банкротству таких компаний.
«Газпром» как корпорация
«Газпром», как крупную компанию, затрагивает и сфера корпоративных отношений. Как отметила Елена Михайлова, сейчас вопросы, связанные с участием или прекращением участия «Газпрома» в других организациях, выносятся на рассмотрение совета директоров. А в соответствии с новым законопроектом Гражданского кодекса, этот вопрос будет отнесен к компетенции собрания акционеров общества, что будет длительным и дорогостоящим процессом.
Кроме того, законопроект предполагает создание в корпорациях коллегиальных органов, то есть советов директоров, с контролирующими функциями, и без участия руководства компании. Вместе с тем, как считает она, для крупных коммерческих корпораций актуальность органа, сочетающего контроль со стратегическим планированием, сохраняется. При этом следует сохранить возможность участия с правом голоса представителей исполнительных органов компании в работе органов, формирующих стратегию, с учетом ограничений такого участия, предусмотренных действующим законодательством.
«Газпром» предлагает отложить принятие положений такого законопроекта для более глубокого изучения данного вопроса. «Насколько мне известно, эти вопросы активно обсуждаются не только в „Газпроме“, но и других крупных корпорациях. „Газпромом“ подготовлены соответствующие поправки», — добавила она.
В выигрыше — вся страна
Подводя итоги заседания, Павел Завальный отметил, что экспертным советом намечена работа по 14 основным направлениям. Сюда относятся, в частности, разведка и добыча газа, транспортировка и хранение, переработка, газификация, реализация Восточной газовой программы, энергоэффективность, техрегулирование, инновационная деятельность, совершенствование налоговой, таможенно-тарифной и ценовой политики и другие вопросы, затрагивающие интересы отрасли.
Он заявил о намерении координировать работу комитета и РГО с органами власти и компаниями и постепенно «выстраивать отношения, искать разумный компромисс, чтобы в итоге выиграла страна».
«Понятно, что я должен буду действовать как выразитель интересов государства. Но я считаю, что я должен не столько представлять интересы государства, сколько соблюдать баланс интересов — государства и бизнеса, понимая, что то, что хорошо для „Газпрома“, хорошо для государства, а все, что хорошо для государства, — хорошо для „Газпрома“», — заключил он.