Павел Одеров: «От Европы до Азии»
10 декабря 2012, беседу вел Сергей Правосудов
Материал опубликован в № 11 корпоративного журнала «Газпром»
На вопросы журнала «Газпром» отвечает начальник Департамента внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром» Павел Одеров.
- Павел Валерьевич, в последнее время Европейская комиссия пытается перетянуть на себя функции регулирования международных газовых поставок. Как вы к этому относитесь?
-
Осенью 2012 года Европейский парламент и Совет Европейского союза одобрили проект Решения об установлении механизма информационного обмена в отношении межправительственных соглашений между государствами–членами ЕС и третьими странами в сфере энергетики, наделяющего Европейскую комиссию полномочиями проверять все существующие и будущие межправительственные соглашения в энергетической сфере на их соответствие нормам европейского законодательства.
Кроме того, государства–члены ЕС могут привлечь Европейскую комиссию в качестве наблюдателя на переговорах по заключению межправительственных соглашений в области энергетики. Вместе с тем формирование энергетического баланса на национальном уровне находится в исключительной компетенции каждого конкретного государства. Можно, конечно, говорить о том, что часть этих функций сегодня передается на наднациональный уровень. Примером может служить принятие ЕС обязательств по увеличению к 2020 году доли возобновляемых источников на 20% и снижению выбросов парниковых газов на ту же величину по сравнению с 1990 годом. Но и здесь определение конкретного пути достижения этих амбициозных целей является прерогативой отдельных стран.
ОАО «Газпром» работает на европейском рынке в соответствии с долгосрочными контрактами на поставку газа, заключенными с крупными покупателями и хозяйствующими субъектами. В ряде случаев такие контракты подкреплены межправительственными соглашениями с соответствующими государствами–членами ЕС.
При осуществлении своей деятельности на территории ЕС мы исходим из того, что международные соглашения, в частности, регламентирующие отношения в газовой сфере между Россией и другими государствами, имеют приоритет перед национальным законодательством, не могут пересматриваться в одностороннем порядке и должны добросовестно соблюдаться заключившими их сторонами.
Третий энергопакет
- Каковы перспективы реализации Третьего энергетического пакета в ЕС?
-
Как известно, до 3 марта 2011 года государства–члены ЕС были обязаны имплементировать ключевые требования Третьего энергетического пакета в свои национальные законодательства, однако целый ряд стран на настоящий момент не завершил данную процедуру.
Этот факт явно свидетельствует о неоднородности позиций стран ЕС в отношении самого Третьего энергопакета, а также о неопределенности в регулировании, которую породили новые энергетические правила. Это, безусловно, отражается на деятельности не только европейских энергетических компаний, но и корпораций из третьих стран, ведущих деятельность на территории ЕС, таких как «Газпром».
Кроме того, очевидно и отсутствие единого понимания того, как соотносится ряд важных положений Третьего энергетического пакета с международным правом, прежде всего с международными обязательствами государств–членов ЕС по защите и поощрению инвестиций.
В то же время мы, безусловно, приветствуем те возможности, которые Третий энергопакет предоставляет энергетическим компаниям по работе с конечными потребителями, и будем их активно использовать. Однако мы твердо убеждены, что новые правила не должны наносить ущерб нам как инвесторам, вкладывающим собственные средства в развитие европейской энергетической сети.
Пока мы наблюдаем парадоксальную картину, например, вокруг газопроводов OPAL и NEL, принимающих газ из «Северного потока». Германское энергетическое законодательство, приведенное в соответствие с нормами Третьего энергопакета, в обязательном порядке требует обеспечения возможности доступа третьих лиц к газотранспортным мощностям на территории ФРГ, включая газопроводы OPAL и NEL. При этом физически обеспечить использование данных мощностей третьи лица просто не смогут, потому что газ в них поступает только из России по не подпадающему под регулирование ЕС «Северному потоку». Это яркий пример того, как любую идею можно довести до абсурда, а перспективы развития газотранспортной системы Европы — поставить под сомнение, ведь в трубы, обреченные регулированием стоять полупустыми, впредь никто не захочет вкладывать деньги.
- Как вы оцениваете Целевую модель рынка газа ЕС?
-
В настоящее время идет разработка документов, связанных с Целевой моделью газового рынка ЕС. Целевая модель в нынешнем виде предполагает разделение европейского газового рынка на территориальные зоны. Внутри каждой из зон, которые будут организованы по принципу «вход-выход», планируется обеспечить свободную конкурентную торговлю газом на ликвидных торговых площадках.
На данный момент Целевая модель газового рынка — это не обязывающий документ, а, можно сказать, сценарный прототип, который страны–члены ЕС должны иметь в виду при развитии как национального, так и общеевропейского газового рынка. После окончательного закрепления в 2014–2015 годах требований Третьего энергетического пакета в правовой системе европейских стран основные положения Целевой модели газового рынка могут составить основу для будущих правовых инициатив Европейского союза в области энергетики.
Только наличие общесистемных элементов в европейской газотранспортной системе может обеспечить свободные поставки газа по всему европейскому региону и гарантировать должный уровень энергетической безопасности.
Необходимо отметить, что для создания действительно единого европейского газового рынка, как это предусмотрено Целевой моделью, нужны значительные капиталовложения в развитие дополнительных газотранспортных сетей, прокладку соединительных трубопроводов, создание мощностей для реверсивных потоков газа. Зачастую такого рода инвестиции носят общесистемный характер и являются дополнительной нагрузкой к экономике коммерческих сетей. Более чем шестидесятилетняя история развития единой интегрированной газотранспортной системы России подтверждает тот факт, что только наличие общесистемных элементов в европейской газотранспортной системе может обеспечить свободные поставки газа по всему европейскому региону и гарантировать должный уровень энергетической безопасности. Готова ли Европа самостоятельно осуществить такие масштабные финансовые вложения? На этот вопрос четкого ответа пока нет.
Перспективы российского газа
- Каковы перспективы российского газа на европейском рынке?
-
Европейский рынок находится в настоящее время в сложной ситуации. В 2011 году потребление газа в Европе существенно сократилось (на 9,6%) и вернулось к уровню десятилетней давности. В текущем году потребление продолжает падать: по результатам шести месяцев оно снизилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 7%.
Мы предполагали, что погодные условия и рыночные факторы не окажут в текущем году существенную поддержку нашей экспортной деятельности. Хотя, с другой стороны, их негативное влияние будет, возможно, значительно менее выраженным, чем в 2011 году. Более того, данный «Сбалансированный сценарий» развития событий рассматривался Советом директоров ОАО «Газпром» в начале года как наиболее вероятный. Расчеты по этому сценарию показывали уменьшение объемов продаж при достижении оптимального соотношения между объемами реализации и валютной выручкой.
Что касается долгосрочных перспектив, здесь многое зависит от того, насколько реалистичными окажутся сценарии возможной «декарбонизации» экономики ЕС, разработанные в конце минувшего года Еврокомиссией в рамках Дорожной карты по энергетике до 2050 года. На сегодняшний день все сценарии Дорожной карты предполагают снижение доли природного газа в энергобалансе ЕС к середине века. Даже в самом оптимистическом сценарии эксперты ЕС не предполагают увеличения объема потребляемого природного газа: по их мнению, показатели останутся на прежнем уровне лишь в случае введения ограничений на использование ядерной электроэнергетики или при дополнительном налогообложении выбросов CO2.
В случае если нам удастся реализовать свой потенциал, доля «Газпрома» на европейском рынке может увеличиться к 2030 году с нынешней четверти до трети европейского потребления.
В складывающейся ситуации возможности для расширения рыночной доли Группы «Газпром» на рынке связаны, в первую очередь, не с ростом потребления, а с сокращением собственной добычи природного газа в странах Евросоюза, из-за чего образуется разрыв между текущими объемами добычи и импорта газа — с одной стороны, и прогнозируемыми объемами потребления — с другой. По консенсус-прогнозу, к 2020 году этот разрыв составит 100 млрд куб. м, а к 2030 — вырастет до 140 млрд куб. м.
Одним из способов дальнейшего увеличения продаж газа является выход на новые для нас сегменты рынка, такие как газовая электрогенерация, а также использование газа в качестве моторного топлива. В случае если нам удастся реализовать свой потенциал по всем указанным направлениям, доля «Газпрома» на европейском рынке может увеличиться к 2030 году с нынешней четверти до трети европейского потребления.
- Будет ли «Газпром» увеличивать объем сбыта газа в Европе по спотовым ценам?
-
Реформирование газового рынка Европы на принципах либеральной модели стало своеобразной проверкой на прочность наших долгосрочных контактных отношений с основными партнерами. Ставка в ЕС на развитие биржевой торговли газом за последние полтора года в условиях избытка предложения товара привела к возникновению со стороны покупателей российского газа волны пересмотров основных условий контрактов, включая принципы установления цены и ее базисный уровень.
Прежде всего мы сталкиваемся с требованиями по снижению уровня цены, при этом в качестве одного из механизмов предлагается привязка значительной части контрактных объемов к котировкам торговых площадок (спотовым ценам) при сохранении имеющих существенную стоимость годовой и суточной гибкости долгосрочных контрактов. Следует, однако, отметить, что не исключается и ситуация, когда спотовые цены окажутся выше «нефтяных», что вынудит покупателей сделать в своих требованиях поворот на 180 градусов.
В настоящее время для поддержания конкурентоспособности российского газа «Газпром» прилагает усилия по адаптации действующих контрактов, предлагая контрагентам компромиссные решения. В качестве варианта адаптации на сегодняшний день рассматривается модель коррекции базисного уровня цены в долгосрочных контрактах без изменения нефтепродуктовой формулы привязки. В ряде случаев в отношении части объемов была применена прямая привязка к газовым индексам. Эти инструменты адаптации используются дозированно, в ограниченных масштабах, чтобы не спровоцировать самопроизвольный цикл корректировки цен в сторону их еще большего снижения.
Электроэнергия
- Каковы планы «Газпрома» в отношении европейского рынка электроэнергии?
-
В настоящее время Группа «Газпром» продолжает работу на европейском электроэнергетическом рынке через подконтрольную компанию Gazprom Marketing & Trading Ltd. Компания занимается как трейдингом электроэнергии, так и поставками конечным потребителям на рынках Германии и Великобритании. Последние в текущем году выросли почти вдвое по сравнению с предыдущим годом (1,52 ТВтч за первые три квартала 2012 года против 0,86 ТВтч за аналогичный период 2011 года).
Группа «Газпром» рассматривает ряд проектов в сфере электрогенерации в Великобритании, Германии и странах Бенилюкса, в Турции и в Балканском регионе.
В планах компании — увеличение объемов продаж конечным потребителям к 2020 году до 20 ТВтч при серьезном расширении географии поставок. Одновременно Группа «Газпром» рассматривает ряд проектов в сфере электрогенерации в Великобритании, Германии и странах Бенилюкса, в Турции и в Балканском регионе. В настоящее время ведутся переговоры о покупке активов или о сотрудничестве в сфере производства электроэнергии с рядом европейских компаний.
- Удалось ли достичь успеха в переговорах с Баварией?
-
В декабре минувшего года была подписана Дорожная карта между федеральной землей Бавария и ОАО «Газпром» о сотрудничестве в области производства электроэнергии и газоснабжения. За прошедший год в ходе консультаций с властями Баварии и с баварскими компаниями, работающими в электроэнергетической сфере, «Газпрому» удалось существенно продвинуться вперед в реализации положений Дорожной карты.
В то же время хочу отметить, что для окончательного принятия решения об инвестировании в проекты в сфере электрогенерации на территории Баварии нам необходима большая уверенность в востребованности газовой электроэнергетики. Наиболее перспективным вариантом повышения инвестиционной привлекательности газовой электрогенерации в Баварии и в Германии в целом представляется механизм «платы за мощность», который предусматривает дополнительные платежи в пользу владельца электростанции со стороны системных операторов за резервирование ими генерирующих мощностей в период недостаточности доступной мощности в системе.
ОАО «Газпром» ожидает от своих баварских партнеров активных усилий, направленных на то, чтобы механизм «платы за мощность» на германском электроэнергетическом рынке заработал в самое ближайшее время. Кроме того, в настоящее время «Газпром» рассматривает возможность осуществления пилотного проекта в сегменте использования газа как моторного топлива на территории Баварии.
Америка
- Как вы оцениваете перспективы экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из США?
-
На данный момент в Северной Америке функционирует только один завод по сжижению природного газа на Аляске (мощностью около 1,4 млн т СПГ в год), который работает на протяжении уже более 40 лет. В настоящее время объявлено о планах по строительству 22 экспортных СПГ-проектов в Северной Америке (15 — в США, 7 — в Канаде) суммарной мощностью около 265 млрд куб. м газа, или 195 млн т СПГ в год.
Основными экономическими предпосылками для растущего интереса к СПГ-проектам в Америке являются: наличие в мире неудовлетворенного спроса на СПГ в среднесрочной перспективе, относительно низкая стоимость производства сланцевого газа в Северной Америке и возможность снижения капитальных затрат по проектам, многие из которых планируется построить на базе существующих регазификационных терминалов с готовыми объектами морской инфраструктуры, соединительными трубопроводами и мощностями для хранения СПГ.
Вместе с тем реализация всех заявленных проектов в среднесрочной перспективе маловероятна. В качестве основных причин этого можно назвать следующие: длительная процедура получения разрешений на экспорт стратегического ресурса, каким является природный газ, в страны, не подписавшие в США Соглашение о свободной торговле; недовольство общественности относительно сооружения заводов по сжижению, являющихся объектами повышенной опасности в густонаселенных районах восточного побережья США и Мексиканского залива; отсутствие необходимого флота дорогостоящих судов-газовозов.
Кроме того, власти США не спешат поддерживать новые экспортные газовые проекты, поскольку их реализация будет способствовать увеличению внутренних цен на газ, что существенно уменьшит конкурентные преимущества других секторов американской экономики: нефтехимии, металлургии, тяжелого машиностроения. На сегодняшний день все необходимые разрешения на строительство и экспорт СПГ имеет только проект Сабин Пасс СПГ (проектная мощность 17 млн т в год, планируемый срок ввода в эксплуатацию — 2017 год).
У вопроса о перспективах американского СПГ, особенно на европейском рынке, есть еще один немаловажный аспект — ценовой. Многие считают, что если газ в США стоит 2–3 доллара за млн британских тепловых единиц (БТЕ), то и в Европу он будет экспортироваться по сравнимым ценам. Это серьезное заблуждение. Оценка экспортных цен должна осуществляться следующим образом: расчет себестоимости газа на месторождении плюс стоимость транспортировки до завода СПГ, стоимость сжижения (включая технические потери газа), затраты на перевозку через океан, а также регазификация в порту назначения. И в дополнение ко всему этому — маржа поставщиков, возможные налоги, акцизы и т. д. По самым приблизительным подсчетам получается от 13 и более долларов за млн БТЕ. В результате этот газ в Европе будет дороже российского или норвежского. Возможно, американский СПГ будет выгодно поставлять на премиальный азиатский рынок, особенно в Японию, где цены достигают 16 долларов за млн БТЕ. Европейцы же такие цены платить не станут.
Африка и Азия
- Изменились ли планы «Газпрома» в отношении государств Северной Африки?
-
С 2008 года ОАО «Газпром» через оператора проекта Gazprom International совместно с АГНК Sonatrach реализует СП El Assel в алжирской Сахаре. Стадию ГРР планируется завершить в 2014 году. В контексте предстоящего изменения алжирского законодательства в сфере углеводородов рассчитываем, что государственный статус наших компаний позволит расширять работу не только на основе регулярно проводимых тендеров, но и в двустороннем формате. Мы также следим за перспективами региональных энергетических проектов и за активизацией деятельности европейских стран в сфере средиземноморской интеграции в электроэнергетике, в которой Алжиру и Марокко отводятся ключевые позиции будущих генерирующих мощностей.
Сложная ситуация в области безопасности затрудняет процесс восстановления работ Группы «Газпром» в Ливии. При этом прочие зарубежные компании, частично возобновив деятельность в области добычи нефти и газа, так и не приступили к геологоразведочным работам из-за существующих рисков. Тем не менее в настоящий момент Группой «Газпром» прорабатываются возможности возобновления работ в Ливии, прежде всего с учетом дальнейшего развития обстановки в этой стране. Не стоит забывать, что политические потрясения в ряде стран Африки в 2011–2012 годах, сопровождавшиеся перебоями в экспорте углеводородов, еще раз продемонстрировали значение ОАО «Газпром» как одного из наиболее надежных поставщиков энергетических ресурсов.
- Каковы планы в отношении усиления присутствия «Газпрома» на рынке СПГ?
-
Удельный вес СПГ в мировой торговле природным газом к 2011 году достиг почти 25% и продолжает увеличиваться. Рост производства СПГ был вызван появлением новых стран-импортеров и формированием новых рынков сбыта сжиженного природного газа. Если в 1996 году СПГ импортировали 9 стран, то в 2011 — уже 25, при этом совокупный объем импорта вырос с 74,6 млн т до 239,1 млн т. Пока наблюдается дефицит СПГ на рынке, но уже через три года объем предложения увеличится после ввода новых мощностей, прежде всего в Австралии.
Стратегия Группы «Газпром» находится в русле этой глобальной тенденции, мы работаем над наращиванием доли СПГ в экспортных поставках, решающую роль в которых призваны сыграть соответствующие российские проекты. Важным шагом в этом направлении стало вхождение в 2007 году «Газпрома» в первый в России проект по производству сжиженного природного газа — «Сахалин-2», который позволил нам появиться на рынке со своим СПГ. Сейчас мы проводим технико-экономическую оценку целесообразности расширения производства СПГ на Сахалине, в частности, строительства 3-й линии на этом предприятии производительностью до 5 млн т в год.
Перспективный проект в Дальневосточном регионе — строительство завода по производству СПГ во Владивостоке производительностью от 10 млн т в год. В обозримом будущем — реализация Штокмановского проекта, который потенциально сможет производить свыше 40 млн т СПГ в год. Во взаимодействии с зарубежными партнерами рассматриваются также СПГ-проекты и в других странах.
Наконец, еще одним многообещающим направлением является освоение рынков использования СПГ для бункеровки морских судов и на автомобильном транспорте.