Павел Одеров: «От Европы до Азии»

10 декабря 2012, беседу вел Сергей Правосудов
Материал опубликован в № 11 корпоративного журнала «Газпром»

На вопросы журнала «Газпром» отвечает начальник Департамента внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром» Павел Одеров.

Павел Валерьевич, в последнее время Европейская комиссия пытается перетянуть на себя функции регулирования международных газовых поставок. Как вы к этому относитесь?

Осенью 2012 года Европейский парламент и Совет Европейского союза одобрили проект Решения об установлении механизма информационного обмена в отношении межправительственных соглашений между государствами–членами ЕС и третьими странами в сфере энергетики, наделяющего Европейскую комиссию полномочиями проверять все существующие и будущие межправительственные соглашения в энергетической сфере на их соответствие нормам европейского законодательства.

Кроме того, государства–члены ЕС могут привлечь Европейскую комиссию в качестве наблюдателя на переговорах по заключению межправительственных соглашений в области энергетики. Вместе с тем формирование энергетического баланса на национальном уровне находится в исключительной компетенции каждого конкретного государства. Можно, конечно, говорить о том, что часть этих функций сегодня передается на наднациональный уровень. Примером может служить принятие ЕС обязательств по увеличению к 2020 году доли возобновляемых источников на 20% и снижению выбросов парниковых газов на ту же величину по сравнению с 1990 годом. Но и здесь определение конкретного пути достижения этих амбициозных целей является прерогативой отдельных стран.

ОАО «Газпром» работает на европейском рынке в соответствии с долгосрочными контрактами на поставку газа, заключенными с крупными покупателями и хозяйствующими субъектами. В ряде случаев такие контракты подкреплены межправительственными соглашениями с соответствующими государствами–членами ЕС.

При осуществлении своей деятельности на территории ЕС мы исходим из того, что международные соглашения, в частности, регламентирующие отношения в газовой сфере между Россией и другими государствами, имеют приоритет перед национальным законодательством, не могут пересматриваться в одностороннем порядке и должны добросовестно соблюдаться заключившими их сторонами.

Третий энергопакет

Каковы перспективы реализации Третьего энергетического пакета в ЕС?

Как известно, до 3 марта 2011 года государства–члены ЕС были обязаны имплементировать ключевые требования Третьего энергетического пакета в свои национальные законодательства, однако целый ряд стран на настоящий момент не завершил данную процедуру.

Этот факт явно свидетельствует о неоднородности позиций стран ЕС в отношении самого Третьего энергопакета, а также о неопределенности в регулировании, которую породили новые энергетические правила. Это, безусловно, отражается на деятельности не только европейских энергетических компаний, но и корпораций из третьих стран, ведущих деятельность на территории ЕС, таких как «Газпром».

Кроме того, очевидно и отсутствие единого понимания того, как соотносится ряд важных положений Третьего энергетического пакета с международным правом, прежде всего с международными обязательствами государств–членов ЕС по защите и поощрению инвестиций.

В то же время мы, безусловно, приветствуем те возможности, которые Третий энергопакет предоставляет энергетическим компаниям по работе с конечными потребителями, и будем их активно использовать. Однако мы твердо убеждены, что новые правила не должны наносить ущерб нам как инвесторам, вкладывающим собственные средства в развитие европейской энергетической сети.

Пока мы наблюдаем парадоксальную картину, например, вокруг газопроводов OPAL и NEL, принимающих газ из «Северного потока». Германское энергетическое законодательство, приведенное в соответствие с нормами Третьего энергопакета, в обязательном порядке требует обеспечения возможности доступа третьих лиц к газотранспортным мощностям на территории ФРГ, включая газопроводы OPAL и NEL. При этом физически обеспечить использование данных мощностей третьи лица просто не смогут, потому что газ в них поступает только из России по не подпадающему под регулирование ЕС «Северному потоку». Это яркий пример того, как любую идею можно довести до абсурда, а перспективы развития газотранспортной системы Европы — поставить под сомнение, ведь в трубы, обреченные регулированием стоять полупустыми, впредь никто не захочет вкладывать деньги.

Как вы оцениваете Целевую модель рынка газа ЕС?

В настоящее время идет разработка документов, связанных с Целевой моделью газового рынка ЕС. Целевая модель в нынешнем виде предполагает разделение европейского газового рынка на территориальные зоны. Внутри каждой из зон, которые будут организованы по принципу «вход-выход», планируется обеспечить свободную конкурентную торговлю газом на ликвидных торговых площадках.

На данный момент Целевая модель газового рынка — это не обязывающий документ, а, можно сказать, сценарный прототип, который страны–члены ЕС должны иметь в виду при развитии как национального, так и общеевропейского газового рынка. После окончательного закрепления в 2014–2015 годах требований Третьего энергетического пакета в правовой системе европейских стран основные положения Целевой модели газового рынка могут составить основу для будущих правовых инициатив Европейского союза в области энергетики.

Только наличие общесистемных элементов в европейской газотранспортной системе может обеспечить свободные поставки газа по всему европейскому региону и гарантировать должный уровень энергетической безопасности.

Необходимо отметить, что для создания действительно единого европейского газового рынка, как это предусмотрено Целевой моделью, нужны значительные капиталовложения в развитие дополнительных газотранспортных сетей, прокладку соединительных трубопроводов, создание мощностей для реверсивных потоков газа. Зачастую такого рода инвестиции носят общесистемный характер и являются дополнительной нагрузкой к экономике коммерческих сетей. Более чем шестидесятилетняя история развития единой интегрированной газотранспортной системы России подтверждает тот факт, что только наличие общесистемных элементов в европейской газотранспортной системе может обеспечить свободные поставки газа по всему европейскому региону и гарантировать должный уровень энергетической безопасности. Готова ли Европа самостоятельно осуществить такие масштабные финансовые вложения? На этот вопрос четкого ответа пока нет.

Перспективы российского газа

Каковы перспективы российского газа на европейском рынке?

Европейский рынок находится в настоящее время в сложной ситуации. В 2011 году потребление газа в Европе существенно сократилось (на 9,6%) и вернулось к уровню десятилетней давности. В текущем году потребление продолжает падать: по результатам шести месяцев оно снизилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 7%.

Мы предполагали, что погодные условия и рыночные факторы не окажут в текущем году существенную поддержку нашей экспортной деятельности. Хотя, с другой стороны, их негативное влияние будет, возможно, значительно менее выраженным, чем в 2011 году. Более того, данный «Сбалансированный сценарий» развития событий рассматривался Советом директоров ОАО «Газпром» в начале года как наиболее вероятный. Расчеты по этому сценарию показывали уменьшение объемов продаж при достижении оптимального соотношения между объемами реализации и валютной выручкой.

Что касается долгосрочных перспектив, здесь многое зависит от того, насколько реалистичными окажутся сценарии возможной «декарбонизации» экономики ЕС, разработанные в конце минувшего года Еврокомиссией в рамках Дорожной карты по энергетике до 2050 года. На сегодняшний день все сценарии Дорожной карты предполагают снижение доли природного газа в энергобалансе ЕС к середине века. Даже в самом оптимистическом сценарии эксперты ЕС не предполагают увеличения объема потребляемого природного газа: по их мнению, показатели останутся на прежнем уровне лишь в случае введения ограничений на использование ядерной электроэнергетики или при дополнительном налогообложении выбросов CO2.

В случае если нам удастся реализовать свой потенциал, доля «Газпрома» на европейском рынке может увеличиться к 2030 году с нынешней четверти до трети европейского потребления.

В складывающейся ситуации возможности для расширения рыночной доли Группы «Газпром» на рынке связаны, в первую очередь, не с ростом потребления, а с сокращением собственной добычи природного газа в странах Евросоюза, из-за чего образуется разрыв между текущими объемами добычи и импорта газа — с одной стороны, и прогнозируемыми объемами потребления — с другой. По консенсус-прогнозу, к 2020 году этот разрыв составит 100 млрд куб. м, а к 2030 — вырастет до 140 млрд куб. м.

Одним из способов дальнейшего увеличения продаж газа является выход на новые для нас сегменты рынка, такие как газовая электрогенерация, а также использование газа в качестве моторного топлива. В случае если нам удастся реализовать свой потенциал по всем указанным направлениям, доля «Газпрома» на европейском рынке может увеличиться к 2030 году с нынешней четверти до трети европейского потребления.

Будет ли «Газпром» увеличивать объем сбыта газа в Европе по спотовым ценам?

Реформирование газового рынка Европы на принципах либеральной модели стало своеобразной проверкой на прочность наших долгосрочных контактных отношений с основными партнерами. Ставка в ЕС на развитие биржевой торговли газом за последние полтора года в условиях избытка предложения товара привела к возникновению со стороны покупателей российского газа волны пересмотров основных условий контрактов, включая принципы установления цены и ее базисный уровень.

Прежде всего мы сталкиваемся с требованиями по снижению уровня цены, при этом в качестве одного из механизмов предлагается привязка значительной части контрактных объемов к котировкам торговых площадок (спотовым ценам) при сохранении имеющих существенную стоимость годовой и суточной гибкости долгосрочных контрактов. Следует, однако, отметить, что не исключается и ситуация, когда спотовые цены окажутся выше «нефтяных», что вынудит покупателей сделать в своих требованиях поворот на 180 градусов.

В настоящее время для поддержания конкурентоспособности российского газа «Газпром» прилагает усилия по адаптации действующих контрактов, предлагая контрагентам компромиссные решения. В качестве варианта адаптации на сегодняшний день рассматривается модель коррекции базисного уровня цены в долгосрочных контрактах без изменения нефтепродуктовой формулы привязки. В ряде случаев в отношении части объемов была применена прямая привязка к газовым индексам. Эти инструменты адаптации используются дозированно, в ограниченных масштабах, чтобы не спровоцировать самопроизвольный цикл корректировки цен в сторону их еще большего снижения.

Электроэнергия

Каковы планы «Газпрома» в отношении европейского рынка электроэнергии?

В настоящее время Группа «Газпром» продолжает работу на европейском электроэнергетическом рынке через подконтрольную компанию Gazprom Marketing & Trading Ltd. Компания занимается как трейдингом электроэнергии, так и поставками конечным потребителям на рынках Германии и Великобритании. Последние в текущем году выросли почти вдвое по сравнению с предыдущим годом (1,52 ТВтч за первые три квартала 2012 года против 0,86 ТВтч за аналогичный период 2011 года).

Группа «Газпром» рассматривает ряд проектов в сфере электрогенерации в Великобритании, Германии и странах Бенилюкса, в Турции и в Балканском регионе.

В планах компании — увеличение объемов продаж конечным потребителям к 2020 году до 20 ТВтч при серьезном расширении географии поставок. Одновременно Группа «Газпром» рассматривает ряд проектов в сфере электрогенерации в Великобритании, Германии и странах Бенилюкса, в Турции и в Балканском регионе. В настоящее время ведутся переговоры о покупке активов или о сотрудничестве в сфере производства электроэнергии с рядом европейских компаний.

Удалось ли достичь успеха в переговорах с Баварией?

В декабре минувшего года была подписана Дорожная карта между федеральной землей Бавария и ОАО «Газпром» о сотрудничестве в области производства электроэнергии и газоснабжения. За прошедший год в ходе консультаций с властями Баварии и с баварскими компаниями, работающими в электроэнергетической сфере, «Газпрому» удалось существенно продвинуться вперед в реализации положений Дорожной карты.

В то же время хочу отметить, что для окончательного принятия решения об инвестировании в проекты в сфере электрогенерации на территории Баварии нам необходима большая уверенность в востребованности газовой электроэнергетики. Наиболее перспективным вариантом повышения инвестиционной привлекательности газовой электрогенерации в Баварии и в Германии в целом представляется механизм «платы за мощность», который предусматривает дополнительные платежи в пользу владельца электростанции со стороны системных операторов за резервирование ими генерирующих мощностей в период недостаточности доступной мощности в системе.

ОАО «Газпром» ожидает от своих баварских партнеров активных усилий, направленных на то, чтобы механизм «платы за мощность» на германском электроэнергетическом рынке заработал в самое ближайшее время. Кроме того, в настоящее время «Газпром» рассматривает возможность осуществления пилотного проекта в сегменте использования газа как моторного топлива на территории Баварии.

Америка

Как вы оцениваете перспективы экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из США?

На данный момент в Северной Америке функционирует только один завод по сжижению природного газа на Аляске (мощностью около 1,4 млн т СПГ в год), который работает на протяжении уже более 40 лет. В настоящее время объявлено о планах по строительству 22 экспортных СПГ-проектов в Северной Америке (15 — в США, 7 — в Канаде) суммарной мощностью около 265 млрд куб. м газа, или 195 млн т СПГ в год.

Основными экономическими предпосылками для растущего интереса к СПГ-проектам в Америке являются: наличие в мире неудовлетворенного спроса на СПГ в среднесрочной перспективе, относительно низкая стоимость производства сланцевого газа в Северной Америке и возможность снижения капитальных затрат по проектам, многие из которых планируется построить на базе существующих регазификационных терминалов с готовыми объектами морской инфраструктуры, соединительными трубопроводами и мощностями для хранения СПГ.

Вместе с тем реализация всех заявленных проектов в среднесрочной перспективе маловероятна. В качестве основных причин этого можно назвать следующие: длительная процедура получения разрешений на экспорт стратегического ресурса, каким является природный газ, в страны, не подписавшие в США Соглашение о свободной торговле; недовольство общественности относительно сооружения заводов по сжижению, являющихся объектами повышенной опасности в густонаселенных районах восточного побережья США и Мексиканского залива; отсутствие необходимого флота дорогостоящих судов-газовозов.

Кроме того, власти США не спешат поддерживать новые экспортные газовые проекты, поскольку их реализация будет способствовать увеличению внутренних цен на газ, что существенно уменьшит конкурентные преимущества других секторов американской экономики: нефтехимии, металлургии, тяжелого машиностроения. На сегодняшний день все необходимые разрешения на строительство и экспорт СПГ имеет только проект Сабин Пасс СПГ (проектная мощность 17 млн т в год, планируемый срок ввода в эксплуатацию — 2017 год).

У вопроса о перспективах американского СПГ, особенно на европейском рынке, есть еще один немаловажный аспект — ценовой. Многие считают, что если газ в США стоит 2–3 доллара за млн британских тепловых единиц (БТЕ), то и в Европу он будет экспортироваться по сравнимым ценам. Это серьезное заблуждение. Оценка экспортных цен должна осуществляться следующим образом: расчет себестоимости газа на месторождении плюс стоимость транспортировки до завода СПГ, стоимость сжижения (включая технические потери газа), затраты на перевозку через океан, а также регазификация в порту назначения. И в дополнение ко всему этому — маржа поставщиков, возможные налоги, акцизы и т. д. По самым приблизительным подсчетам получается от 13 и более долларов за млн БТЕ. В результате этот газ в Европе будет дороже российского или норвежского. Возможно, американский СПГ будет выгодно поставлять на премиальный азиатский рынок, особенно в Японию, где цены достигают 16 долларов за млн БТЕ. Европейцы же такие цены платить не станут.

Африка и Азия

Изменились ли планы «Газпрома» в отношении государств Северной Африки?

С 2008 года ОАО «Газпром» через оператора проекта Gazprom International совместно с АГНК Sonatrach реализует СП El Assel в алжирской Сахаре. Стадию ГРР планируется завершить в 2014 году. В контексте предстоящего изменения алжирского законодательства в сфере углеводородов рассчитываем, что государственный статус наших компаний позволит расширять работу не только на основе регулярно проводимых тендеров, но и в двустороннем формате. Мы также следим за перспективами региональных энергетических проектов и за активизацией деятельности европейских стран в сфере средиземноморской интеграции в электроэнергетике, в которой Алжиру и Марокко отводятся ключевые позиции будущих генерирующих мощностей.

Сложная ситуация в области безопасности затрудняет процесс восстановления работ Группы «Газпром» в Ливии. При этом прочие зарубежные компании, частично возобновив деятельность в области добычи нефти и газа, так и не приступили к геологоразведочным работам из-за существующих рисков. Тем не менее в настоящий момент Группой «Газпром» прорабатываются возможности возобновления работ в Ливии, прежде всего с учетом дальнейшего развития обстановки в этой стране. Не стоит забывать, что политические потрясения в ряде стран Африки в 2011–2012 годах, сопровождавшиеся перебоями в экспорте углеводородов, еще раз продемонстрировали значение ОАО «Газпром» как одного из наиболее надежных поставщиков энергетических ресурсов.

Завод утилизации газа в Джахире, Ливия
Завод утилизации газа в Джахире, Ливия

Завод утилизации газа в Джахире, Ливия

Каковы планы в отношении усиления присутствия «Газпрома» на рынке СПГ?

Удельный вес СПГ в мировой торговле природным газом к 2011 году достиг почти 25% и продолжает увеличиваться. Рост производства СПГ был вызван появлением новых стран-импортеров и формированием новых рынков сбыта сжиженного природного газа. Если в 1996 году СПГ импортировали 9 стран, то в 2011 — уже 25, при этом совокупный объем импорта вырос с 74,6 млн т до 239,1 млн т. Пока наблюдается дефицит СПГ на рынке, но уже через три года объем предложения увеличится после ввода новых мощностей, прежде всего в Австралии.

Стратегия Группы «Газпром» находится в русле этой глобальной тенденции, мы работаем над наращиванием доли СПГ в экспортных поставках, решающую роль в которых призваны сыграть соответствующие российские проекты. Важным шагом в этом направлении стало вхождение в 2007 году «Газпрома» в первый в России проект по производству сжиженного природного газа — «Сахалин-2», который позволил нам появиться на рынке со своим СПГ. Сейчас мы проводим технико-экономическую оценку целесообразности расширения производства СПГ на Сахалине, в частности, строительства 3-й линии на этом предприятии производительностью до 5 млн т в год.

Перспективный проект в Дальневосточном регионе — строительство завода по производству СПГ во Владивостоке производительностью от 10 млн т в год. В обозримом будущем — реализация Штокмановского проекта, который потенциально сможет производить свыше 40 млн т СПГ в год. Во взаимодействии с зарубежными партнерами рассматриваются также СПГ-проекты и в других странах.

Наконец, еще одним многообещающим направлением является освоение рынков использования СПГ для бункеровки морских судов и на автомобильном транспорте.