Борис Посягин: у нас разработана очень четкая система действий

12 апреля 2011

Сегодня исполняется 50 лет Центральному производственно-диспетчерскому департаменту (ЦПДД) ОАО «Газпром». Уже почти 17 лет возглавляет эту структуру Борис Сергеевич Посягин.

Его кабинет в офисе «Газпрома» на ул. Наметкина с первого взгляда ничем особо не примечателен. Но через мгновение взгляд натыкается на огромное стекло во всю стену. Оно матовое и поэтому того, что за ним происходит сейчас, из кабинета не видно.

Борис Сергеевич нажимает скрытую кнопку, и вдруг стекло мгновенно становится прозрачным — и взгляду открывается грандиозное зрелище. На огромном экране — карта России и Европы с нанесенными на нее зелеными линиями — это сотни тысяч километров газопроводов, опоясывающих Россию и простирающихся в Европу.

Это и есть диспетчерский зал ЦПДД — руки и сердце Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. Именно отсюда ведется координация потоков газа — чтобы газ с Ямала гарантировано дошел до Европы, а жители Алтая или Орла ни в коем случае не замерзли, если температура в регионе вдруг резко понизится.

Борис Сергеевич работает в газовой отрасли уже больше 40 лет. В 1994 году он был назначен руководителем Центрального производственно-диспетчерского управления ЕСГ, которое в 2003 году было преобразовано в ЦПДД.

Борис Посягин рассказал нам о том, как зарождалось диспетчерское управление ЕСГ, как выглядит эта система сейчас и какие планы по ее развитию есть у «Газпрома».

Борис Сергеевич, в апреле исполняется полвека круглосуточному диспетчерскому управлению Единой системы газоснабжения. С чего все начиналось?

Эпоха природного газа началась в России в сороковые годы. В 1944 году началось строительство первого магистрального газопровода «Саратов — Москва». И 11 июля 1946 года в подмосковном поселке Развилка был зажжен факел, свидетельствовавший о том, что газ из Саратова дошел до Москвы.

Строительство газопровода «Саратов — Москва», 1944 г.
Строительство газопровода «Саратов — Москва», 1944 г.

Строительство газопровода «Саратов — Москва», 1944 г.

Для управления этим газопроводом была создана диспетчерская служба, которая осуществляла контроль за технологическим режимом работы оборудования и учет объемов транспортируемого газа.

Однако неправильно считать, что диспетчерское управление зародилось тогда. Ведь еще в 30-х годах в стране существовали установки, вырабатывающие искусственный сланцевый газ. И в Москве и нескольких других городах была сформирована городская газораспределительная система. Городские сети находились под управлением диспетчерских служб, которые обеспечивали координацию поставок. И диспетчерская служба управления газопровода Саратов-Москва перенимала опыт их работы.

В начале пятидесятых в Москву поступил газ с месторождений Западной Украины по газопроводу «Дашава — Киев — Брянск — Москва». Функции диспетчерской службы расширялись, но на этом этапе они все равно сводились к контролю технологического режима и учету объемов газа, поставляемого в Москву. Специалисты, управлявшие машинами и механизмами, получали распоряжения непосредственно от главного диспетчера и ему же передавали режимную информацию. В Главгазе один из работников просто обзванивал управления магистральных газопроводов и записывал давление газа в отдельных точках.

В 1956 году было введен в эксплуатацию двухниточный газопровод «Ставрополь — Москва». Эксплуатация газопровода осуществлялась участками с центрами в Ростове, Новопскове, Семилуках, Щекине. Такая разрозненность в управлении газопроводом создавала много проблем, и осенью 1957 года на базе Управления газопровода «Саратов — Москва» было создано Московское управление магистральных газопроводов (МУМГ) (сейчас — ООО «Газпром трансгаз Москва»), в управление которому был передан газопровод «Ставрополь — Москва». МУМГ организовывал диспетчерское управление не одним, а несколькими газопроводами. Именно здесь зарождалось диспетчерское управление в его современном виде. Была создана диспетчерская служба, включавшая оперативное диспетчерское управление, группу балансов газа и группу учета поставок газа потребителям.

Строительство магистральных газопроводов продолжалось, но еще быстрее подключались все новые и новые потребители, резко возрастало потребление газа, и в результате, уже зимой 1959 года Москва впервые почувствовала его дефицит.

Первые подземные хранилища — Щелковское и Калужское, которые должны были сгладить зимние пики газопотребления, тогда находились еще в стадии освоения. Поэтому появилась необходимость объединения существующих газопроводов в единую систему. В конце 50-х — начале 60-хгодов началось строительство газопроводов-перемычек, что позволило маневрировать потоками газа, направлять их из одной системы в другую. Так начала формироваться Единая система газоснабжения (ЕСГ) СССР.

В тот период существовала трехуровневая структура диспетчерского управления: диспетчерская служба управления магистральных газопроводов, диспетчерская служба районного управления компрессорных станций, сменный инженер, оператор установок.

С течением времени вместе с развитием отрасли диспетчерское управление развивалось и усложнялось. С пуском новых газопроводов создавались центральные диспетчерские службы, на компрессорных станциях круглосуточно дежурил сменный персонал, но все они отвечали только за режим работы отдельных газопроводов. Назрела необходимость в создании единого диспетчерского центра. Именно таким центром стало Объединенное диспетчерское управление (ОДУ) Главгаза СССР, которое было создано в 1960 году. На ОДУ возложили ответственность за координацию работы теперь уже всей системы магистральных газопроводов, бесперебойное газоснабжение потребителей, а так же технологическую связь на объектах газовой отрасли.

Первая смена диспетчеров ОДУ заступила на вахту в 8 утра 12 апреля 1961 года. А в 10 утра мир узнал, что в космос полетел первый космонавт — Юрий Гагарин. С этого момента работа диспетчерской службы ни на минуту не прерывалась.

Первым руководителем ОДУ был назначен главный инженер МУМГа Дзабо Григорьевич Аликов.

Была организована четырехуровневая структура диспетчерского управления. Первый уровень, откуда идут все команды — это ОДУ. Второй уровень — диспетчерская служба управления магистральных газопроводов, третий — диспетчерская служба районного управления компрессорных станций, четвертый — сменный инженер, оператор установок. Такая же структура сохраняется и по сей день.

Как серьезно за прошедшее время система изменилась в техническом плане?

Естественно, за годы своего становления система очень сильно изменилась. Ведь когда все начиналось, у диспетчеров были только школьная тетрадка и телефон.

В 1972 году министр газовой промышленности СССР Сабит Атаевич Оруджев подписал приказ о переименовании ОДУ в ОКДУ. Тем самым диспетчерскому управлению были также поручены функции контроля.

С вводом новых газопроводов, организацией перетоков газа между ними потребовалось производить расчет режимов работы сразу нескольких газопроводов. Требовалась подготовка математического аппарата, расчётных формул, алгоритмов. Такие расчеты производились в то время вручную.

1 июня 1973 года было создано ЦДУ ЕСГ СССР. В эти годы начинается экспорт газа в Европу, строится газопровод «Союз», вводятся газовые месторождения в Оренбурге, на севере Тюменской области. Но диспетчера по-прежнему работали лишь с помощью телефона. И, естественно, с ростом обрабатываемой информации те самые тетрадки превращались со временем уже в целые длинные «простыни».

Первую в истории отрасли автоматизированную систему диспетчерского управления (АСДУ) ЕС было поручено разработать НПО «Союзгазавтоматика» Пилотный проект разрабатывался на газопроводе «Средняя Азия — Центр». Она представляла собой, по сути, специальный телеграф. Данные передавались в производственные управления и объединения по телефону, там эта информация заносилась на перфоленту и отправлялась в Главный вычислительный центр Министерства газовой промышленности СССР. В ГВЦ информация распечатывалась на специальных машинах и передавалась в ЦДУ в виде сводок. Такая система с различными изменениями и модернизациями просуществовала с 1976 до 1988 года.

С 1985 по 1988 год разрабатывалась и внедрялась автоматизированная система сбора, передачи, обработки, отображения технологической информации (АССПООТИ). Она принципиально отличалась от предыдущей. И хотя информация по-прежнему формировалась в газодобывающих и газотранспортных обществах, способы ее передачи стали другими. Эта система существует у нас и по сей день, хотя и неоднократно модернизировалась.

Центральный производственно-диспетчерский департамент в 80-е годы. Кадр из кинофильма.
Центральный производственно-диспетчерский департамент в 80-е годы. Кадр из кинофильма.

Центральный производственно-диспетчерский департамент в 80-е годы. Кадр из кинофильма.

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром», а 22 января 1990 года ЦДУ ЕСГ СССР стало Центральным производственно-диспетчерским управлением (ЦПДУ) Государственного газового концерна «Газпром» с филиалом — ОДУ в городе Тюмени.

В 1995 году началось создание новой автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) ЕСГ. А в 1997 году мы перешли от бумажных на электронные диспетчерские журналы. Конечно, поначалу было тяжело, диспетчера привыкли к бумажной шпаргалке, и отучивать от этого нам приходилось их чуть ли не насильно.

Развитие информационных технологий привело к тому, что в 1996 году мы смогли получать данные в реальном времени. В 1998 году РАО «Газпром» было переименовано в ОАО «Газпром». А в 2003 году ЦПДУ было преобразовано в ЦПДД ОАО «Газпром».

Сейчас ЦПДД совместно с диспетчерскими службами дочерних предприятий «Газпрома» и других газовых компаний отвечает за поставки «голубого топлива» не только в России, но и в десятки государств Европы и Азии. С работой диспетчеров ЦПДД связано более полумиллиарда человек в странах СНГ и в Европе.

В диспетчерском зале ЦПДД, 2000-е гг.
В диспетчерском зале ЦПДД, 2000-е гг.

В диспетчерском зале ЦПДД, 2000-е гг.

С какой периодичностью сейчас обновляется информация о состоянии процессов в ЕСГ в ЦПДД? Каким образом решаются внештатные и критические ситуации? Как быстро информация о них доходит до центра?

В настоящее время в диспетчерском управлении принят регламент: сутки, сеанс (каждые два часа) и реальное время (каждые 15 минут). В реальном времени сегодня мы принимаем около 70% необходимой информации. С внедрением модернизированной АСДУ к концу следующего года этот показатель возрастет до 100%.

Какими основными качествами должен обладать диспетчер? Насколько в вашей работе важен человеческий фактор, учитывая высокий уровень автоматизации и технического обеспечения диспетчерского сопровождения?

Современный диспетчер должен обладать знаниями в области технологий добычи и транспорта газа, разбираться в автоматизированном управлении и информационных технологиях.

К сожалению, подготовкой таких специалистов вузы до настоящего времени не занимались, так как просто отсутствовали теоретические основы диспетчерского управления. Поэтому мы сами проводим обучение таких специалистов, направляем их на курсы повышения квалификации.

Свои диспетчерские подразделения есть на каждом производственном объекте «Газпрома»
Свои диспетчерские подразделения есть на каждом производственном объекте «Газпрома»

Свои диспетчерские подразделения есть на каждом производственном объекте «Газпрома»

Все специалисты, работающие в ЦПДД, проходили большой путь. Нет ни одного человека, который бы пришел сюда сразу после окончания института. Все они имеют опыт работы непосредственно на объектах ЕСГ, которые знают, что такое авария и знают, как действовать в сложной ситуации.

То есть, текучки кадров нет?

Нет. Многие люди работают здесь по много лет. У нас хороший, крепкий коллектив.

Сколько человек единовременно работают на пультах в ЦПДД?

Каждая смена состоит из шести человек. В каждой смене — одна женщина. Один диспетчер курирует добычу, второй — транспорт в центральном регионе, третий — экспорт, четвертый отвечает за подземные хранилища. То есть у каждого человека свой участок работы. А главный диспетчер аккумулирует всю информацию и обязан ответить на любой режимный вопрос в любое время дня и ночи.

В зависимости от масштаба ситуации информация докладывается или непосредственного Председателю Правления, или его заместителям. Но в независимости от тяжести и масштабов аварии и времени суток, информация об этом сообщается мне и моему первому заместителю.

В этот момент в кабинете неожиданно раздался громкий телефонный звонок. Борис Сергеевич сразу же взял трубку — проработав здесь много лет он знает, насколько бывает важна оперативность в работе. На телефоне — Алексей Борисович Миллер. Поговорив с Председателем Правления несколько минут, Борис Сергеевич отдал несколько поручений своим подчиненным, и мы вернулись к разговору. На этот раз — текущие рабочие вопросы.

Вас, наверное, могут вызвать сюда и среди ночи?

Конечно, бывало, и не раз.

Каким образом решаются внештатные и критические ситуации? Как быстро ЦПДД получает информацию об аварии на газопроводе и как быстро происходит решение о перенаправлении газа?

У нас разработана очень четкая система действий при аварийных и нештатных ситуациях. В каждой производственно-диспетчерской службе существует «План ликвидаций аварий», в котором расписаны действия диспетчерского персонала при различных аварийных ситуациях. Персонал обязательно проходит обучение по действиям при авариях, периодически проводятся противоаварийные тренировки.

Существует схема оповещения руководителей и специалистов при авариях. В основном оповещения проводятся автоматически без участия человека по системам «Набат», «Колокол» и др.

Информация об авариях поступает в ЦПДД в течение 3–7 минут. Время локализации аварийных участков зависит от оснащенности объекта. При наличии систем телемеханики аварийный участок перекрывается за несколько минут, однако если такая система отсутствует, это время может растянуться до часа.

После появления информации в ЦПДД мы принимаем решение о перенаправлении потоков газа, о дополнительной загрузке параллельных ниток газопровода, если они существуют. Перестройка режима проводится в течение 1–2 часов, максимум трех.

Конечно, случались и крупные аварии. Так, в мае 1991 года в результате аварии на замерном узле в Торбеево вышло из строя сразу 4 из 6 ниток газопровода. Мы очень быстро перераспределили объемы, максимально загрузили соседние коридоры. Ни одной экспортной заявки мы в результате не сорвали.

Селекторная телефонная связь у нас есть абсолютно со всеми диспетчерскими службами дочерних предприятий, с каждой компрессорной станцией, с каждым замерным узлом, с каждым промыслом.

Стоит отметить, что трубопроводный транспорт газа обладает определенной инерцией. Иногда это мешает, но иногда помогает. При аварийных отключениях участков газотранспортной системы у диспетчера ЦПДД есть определенное время, чтобы принять правильные решения, посоветоваться с руководством и отдать своевременные указания.

Диспетчерский зал «Газпрома» посетили многие известные в России и за рубежом личности. Кто из них запомнился больше всего? Какая запись в «Книге отзывов» Вам наиболее памятна?

Действительно, наша «Книга отзывов» хранит в себе много приятных для нас записей сделанных известными политическими и общественными деятелями России и зарубежных стран, и выделить, кого бы то ни было, сложно. Первую запись в «Книге» в 1996 году сделал Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко. Он пожелал нам «Паутиной труб покрыть нашу планету и обязательно за деньги». Также можно отметить первое посещение зала ЦПДД в 2000 году Владимиром Владимировичем Путиным, которое запомнилось его неподдельным интересом к нашей работе.

Владимир Путин во время посещения Центрального производственно-диспетчерского департамента 13 января 2009 года
Владимир Путин во время посещения Центрального производственно-диспетчерского департамента 13 января 2009 года

Владимир Путин во время посещения Центрального производственно-диспетчерского департамента 13 января 2009 года

Американцы, как-то побывавшие у нас с визитом, позавидовали нашей системе — ведь в Америке работает много частных газовых компаний, но такого единого центра управления у них нет. Бывали здесь и космонавты. Они отметили, что системы у нас здесь не хуже, чем у них в ЦУПе.

По моему мнению, по записям в книге уже можно изучать современную историю мира. Однако у нас книга большая, в ней еще есть достаточно места, и я надеюсь, что еще много известных людей оставят нам свои добрые пожелания.

Каковы особенности работы ЕСГ? Как меняется потребление газа в России при изменении температуры на один градус? Есть ли отличие работы в зимний и летний периоды?

Режимы работы в зимний и летний периоды отличаются друг от друга значительно. Но совершенно неправильно считать, что летний режим с точки зрения диспетчерского управления легкий. Зимние периоды отличаются максимальным потреблением газа, как в России, так и за рубежом, с максимальной нагрузкой работают объекты добычи, ПХГ, газотранспортные мощности.

Год от года сезонная неравномерность потребления газа растет. Объяснить это можно тем, что если раньше львиную долю газа потребляли промышленность и энергетики, то сейчас все больший объем потребления приходится на коммунально-бытовой сектор.

По многолетним наблюдениям при уменьшении температуры зимой в среднем по России всего на один градус Цельсия потребление газа возрастает на 25–40 млн. кубометров в сутки. А ведь это потребление такого региона как, например, Волгоградская область.

В летний период начинается большая работа по проведению планово-профилактических ремонтных работ. Согласованием таких работ, в том числе с независимыми поставщиками газа и зарубежными транзитерами, занимаются диспетчерские службы. Работы, проводимые с сокращением потоков газа по газотранспортной системе, выстраиваются в отдельный комплекс работ. За летний период мы проводим до 20 таких комплексов.

В диспетчерском зале ЦПДД, 2011 год
В диспетчерском зале ЦПДД, 2011 год

В диспетчерском зале ЦПДД, 2011 год

Сколько дней занимает путешествие природного газа от месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе до Москвы, Германии, Великобритании?

Газ в магистральных газопроводах движется в среднем со скоростью 30–40 км в час. То есть с газовых промыслов Надым-Пуртазовского региона до Москвы он дойдет за 3 суток, до Берлина за 5 суток, а до Парижа и Рима за 7 суток. Это накладывает свои трудности на диспетчерские службы. Для выполнения заявок зарубежных потребителей необходимо уметь прогнозировать, моделировать ситуации и своевременно создавать необходимый запас газа в трубах, как можно ближе к потребителям газа.

Приведите примеры эффективной оптимизации газотранспортной работы с замещением одних объемов газа другими, использованием ПХГ?

ЕСГ имеет большую протяженность и состоит из множества элементов, режим работы которых также постоянно меняется. Кроме того, на объектах ЕСГ на нескольких участках одновременно почти всегда проводятся ремонтные работы. Поэтому работа по оптимизации газотранспортной системы ведется непрерывно.

В качестве ближайшего примера замещения одних объемов газа другими с использованием ПХГ можно привести сегодняшние переключения потоков газа, проводимые из-за необходимости вывода из работы участков системы газопроводов Уренгой-Челябинск в ООО «Газпром трансгаз Сургут» для проведения ремонтных работ. В этом процессе были задействованы и другие газотранспортные общества «Газпрома». Сокращение транспорта газа по ГТС «Газпром трансгаз Сургут» в объеме 44 млн. м куб. в сутки было компенсировано наращиванием объемов транспортировки газа от месторождений Надым-Пур-Тазовского по ГТС ООО «Газпром трансгаз Югорск» и ООО «Газпром трансгаз Чайковский». Возникающие неравномерности сглаживались изменением отбора газа из ПХГ — для этого использовались Канчуринское и Саратовские ПХГ. Все переключения были выполнены четко, в результате никаких сложностей не возникло.

Как осуществляется координация с диспетчерскими службами в странах-импортерах и транзитерах? С какими транспортными операторами налаживается возможность обмена данными телеметрии о состоянии газотранспортных систем?

В 1995–2000 годах были заключены соглашения о взаимодействии со многими европейскими газодобывающими и газотранспортными компаниями. Для работы с зарубежными потребителями российского газа были организованы зарубежные диспетчерские центры «Газпром» в Софии и Берлине, которые оперативно подчиняются ЦПДД.

Для решения вопросов диспетчерского взаимодействия при транспортировке российского газа в Европу ЦПДД с участием ООО «Газпром экспорт» организует ежегодные диспетчерские совещания, которые проводятся в разных странах. На таких совещаниях решаются многие вопросы, связанные с обменом диспетчерской информацией, согласованием режимов работы оборудования, участием в совместных стажировках персонала.

ООО «Газпром экспорт» ежегодно проводит международные совещания по согласованию графика проведения ремонтных работ на транзитных газотранспортных системах. ЦПДД принимает в этих совещаниях самое активное участие. Согласование таких графиков позволяет минимизировать потери транспорта газа при проведении ремонтных работ.

В Группе «Газпром» есть несколько диспетчерских центров. Как соотносятся их функции?

В каждом нашем газодобывающем, газотранспортном обществе, в ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром межрегионгаз» и др. существует диспетчерская служба. Эти службы взаимодействуют друг с другом, обеспечиваются информацией, люди зачастую знакомы лично.

Но ОАО «Газпром», как Вы знаете, это вертикально-интегрированная структура. Такая же иерархия существует и в диспетчерских делах. Производственно-диспетчерских служб, управлений, диспетчерских центров много, но наш Департамент поэтому и называется Центральным, т.к. он единственный координирует все производственно-диспетчерские структуры в России и за рубежом.

Как составляется график планово-профилактических ремонтов от добычи до европейских потребителей, а также диспетчеризация потоков во время ППР? Какова роль ЦПДД в планировании и реализации ремонтной компании?

По мере развития ЕСГ количество планово-профилактических и внеплановых ремонтных работ на магистральных газопроводах постоянно росло. Для того, чтобы обеспечить их синхронное выполнение, весной 1981 года впервые было принято решение об организации и проведении комплексов ремонтных работ (комплексы ППР). Специалисты ЦДУ собирали заявки на ремонтные работы, анализировали их, объединяли работы по газотранспортным системам, синхронизировали по времени проведения. В назначенное время объемы газа, транспортировавшиеся по одной из ГТС, перераспределялись по другим ГТС, и синхронно на всём протяжении системы начинались ППР. Таким образом, удалось существенно снизить неминуемо возникающие потери.

Такой подход был распространен на транзитные газотранспортные системы других государств, которые не сразу поняли преимущество такого подхода. Доходило до абсурда, когда на 5 дней для проведения ремонтных работ останавливалась ГТС Чехии, через две недели ГТС Словакии, а еще через неделю газоизмерительная станция (ГИС) в Италии. Таким образом, потребители три раза вынуждены были недополучить заявленные объемы газа. В настоящее время согласование общеевропейского графика ППР проходит ежегодно.

Запомнились ли Вам какие-то интересные, курьезные или экстремальные случаи в работе?

Я не могу назвать ни одного курьезного случая в диспетчерской работе по той простой причине, что они здесь происходить не должны. Ведь, как правило, жизненные курьезы возникают из-за неправильного понимания полученной человеком информации или недостатка этой информации и принятия, в результате чего, неверных решений. Сами понимаете, что в работе диспетчерского персонала это должно быть исключено.

Экстремальные случаи в работе, конечно же, были. Все помнят ситуацию в начале 2009 года, когда не по нашей вине была остановлена подача газа на Украину. В этом случае потребовалось резкое изменение потоков газа практически на всех участках ЕСГ, были разработаны и реализованы схемы потоков, которые ранее никогда не использовались. Например, в январе мы начали закачку газа в ПХГ. Все это происходило при дефиците времени и с условием недопущения даже небольшого негативного воздействия на работоспособность объектов ЕСГ. Считаю, что все задачи стоящие перед диспетчерскими службами в то нелегкое время были решены на высоком профессиональном уровне.

Каковы планы по дальнейшему развитию производственно- диспетчерского комплекса? Будет ли сделан акцент на перспективных информационных технологиях?

Планы развития диспетчерского управления ОАО «Газпром» сегодня связаны с внедрением и развитием Стратегии информатизации ОАО «Газпром». В этой долгосрочной и масштабной программе уделено место и диспетчерскому управлению. В настоящее время реализуется проект 2-й очереди модернизации существующей автоматизированной системы диспетчерского управления. Срок внедрения 2012 год. Разработка и внедрение других проектов в добыче и транспорте газа, их синхронизация с проектом АСДУ и создаст новую современную систему диспетчерского управления.

Редакция сайта ОАО «Газпром»