Самый протяженный «Голубой коридор» успешно пройден
Описание
Фотоальбом
3 ноября 2011
Использовать автопробеги для рекламы газомоторного топлива — идея не новая. Они проходили в нашей стране еще в советские времена; их регулярно проводят и за рубежом.
Главная особенность «Голубых коридоров» — автопробегов газовых автомобилей, которые с 2008 года организует «Газпром» — в участии машин исключительно заводского изготовления. В отличие от аналогичных мероприятий времен СССР, в которых, прежде всего, участвовали переоборудованные машины. Идея проведения автопробегов проста и вместе с тем эффективна. По данным «Газпрома», в тех городах и регионах, по которым «Голубой коридор» проходил в предыдущие годы, рост объемов продаж газомоторного топлива через некоторое время доходил до 17%.
Маршрут «Голубого коридора — 2011» насчитывал 11 городов: Екатеринбург — Челябинск — Уфа — Оренбург — Самара — Саратов — Волгоград — Воронеж — Тамбов — Тула — Москва. Длился он больше двух недель — с 19 октября по 2 ноября. Его протяженность составила около 3600 километров. На сегодняшний день это самый длинный автопробег из всех, проводимых «Газпромом».
Автопробег как средство передвижения
Залог успеха такого сложного мероприятия, как автопробег по 11 российским регионам — прежде всего, его серьезная организация, отлаженный механизм работы. Ведь это не просто колонна автомобилей, переезжающая из города в город. Людям нужны питание, расселение в гостиницах, может понадобиться медицинская помощь. Технике необходима, как минимум, мойка и заправка. Как бы тщательно ни готовилось подобное мероприятие, дополнительные вопросы, возникающие уже в ходе его проведения, неизбежны. Причем, в круглосуточном режиме.
Тем не менее, нужно сказать, что организаторы блестяще справились. В дороге обошлось без приключений. Единственное, что несколько угнетало всех на пятнадцатидневном маршруте, так это октябрьский холод. Видимо, есть проблемы, от которых не уедешь даже на «голубом топливе»...
Все машины, участвовавшие в пробеге, в обязательном порядке были оборудованы радиостанциями: это необходимо для согласованности действий. Маневры в пути оговариваются заранее, и выключать рации нельзя. На той же волне работали дальнобойщики. Они живо интересовались задачами и характеристиками столь представительной автоколонны. Наши водители обстоятельно объясняли. Это повторялось на каждом перегоне. Так родилась еще одна, не предусмотренная планом, форма популяризации «газомоторки».
А, вообще, к хорошему привыкаешь быстро. Уже через несколько дней автопробега большинство недовольно крутили носами, если рядом проезжал дизельный грузовик. Выхлопы газовых моторов соответствуют стандартам EURO-4 (и совсем немного не дотягивают до EURO-5, российским автопроизводителям здесь надо немного поработать), а про дизельные этого не скажешь...
Главная идея
Сразу возник вопрос — почему в автопробеге участвуют автомобили только заводского изготовления? Чем вызвано такое внимание «Газпрома» к заводским модификациям? Ведь сегодня основное количество российских авто, работающих на газе, это переоборудованные машины.
По словам организаторов, самостоятельный перевод бензиновых автомобилей на газ — тоже, конечно, хорошо, но, строго говоря, это — вчерашний день. Во-первых, их двигатели разработаны под бензин или дизтопливо. Перевод такой машины на газ дает ощутимый и экономический, и экологический эффект, но он ниже, чем у заводских. Во-вторых, сервис. Приобретение заводского газового автомобиля дает автовладельцу и сервисное обслуживание производителя — гарантийное и постгарантийное. Тем более, что большинство ведущих мировых и отечественных автопроизводителей имеют газовые модификации наиболее популярных моделей. А те, что не имеют, разрабатывают.
Мы обратились к одному из участников автопробега, генеральному директору ООО «РАРИТЭК» (официального дистрибьютора ОАО «КАМАЗ») Рафаэлю Батыршину:
- В нашем пробеге участвуют семь газовых КАМАЗов разных модификаций, в дороге они показали себя хорошо, поломок не было. А вдруг бы случилась? А что, если эта машина была бы не участницей пробега, а совершала бы весь этот маршрут самостоятельно?
-
В каждом из одиннадцати городов, где мы с вами побывали, есть как минимум один сервисный центр КАМАЗа. Специалисты этого центра и занимались бы ремонтом. Мы же не просто продаем газовые машины, мы гарантируем и сервисное обслуживание. Так что никаких проблем не возникло бы, ни у нас, ни у какого-либо другого владельца.
- Действительно, сервис — вопрос серьезный. А чем, кстати, отличается сервис и ремонт газовой машины от обычной?
На этот вопрос отвечает начальник Управления «Уралавтогаз» ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Эдуард Гайдт:
-
Дело в том, что сегодня в «Газпром трансгаз Екатеринбург» на природном газе «бегают» около тысячи легковых и грузовых автомашин. А эксплуатацией метановых автомобилей предприятие занимается с середины 80-х годов прошлого века, так что опыт у его специалистов имеется. Эксплуатация и ремонт газовых автомобилей те же, что и у обычных. Ходовая, корпус и т. д. у них одинаковые. Да и разница в устройстве двигателя не такая уж большая, основное отличие — в системе впрыска топлива. Разве что у газовых машин двигатель, как правило, служит дольше и менять масло можно реже.
Рафаэль Батыршин:
-
Действительно. Дело в физико-химических свойствах газа. Его октановое число близко к ста, он полностью сгорает в камерах двигателя. И, вообще, «лучше себя ведет» как топливо. Надежность и износостойкость газового двигателя поэтому выше. Пример: ресурс дизельного двигателя самосвала на КАМАЗе — 700 тыс. км, а газового — 1 млн км! Еще пример: на городском автобусе после пробега в 100 тыс. км надо обычно менять или серьезно ремонтировать поршневую. Если же автобус с газовым двигателем, ничего не надо ремонтировать и после 350 тыс. км — мы убедились в этом на наших НЕФАЗАХ.
Что касается замены масла, то «соляра» или бензин, во-первых, смывают его при впрыске с внутренних стенок цилиндров и, во-вторых, не полностью сгорая, оставляют в камерах вредный для мотора нагар. После пробега в 10 тыс. км на самосвале масло положено менять. Это что касается дизельных. Газовый самосвал «пробегал» положенные 10 тыс., мы слили масло — как новое. Отдали его в лабораторию, и нам подтвердили, что оно полностью сохранило эксплуатационные свойства. Теперь на своих газовых КАМАЗах мы меняем масло через 30 тыс. км. И не потому, что оно становится негодным, а так, на всякий случай.
Встречное движение
Во всех городах, где проходил автопробег, проводились «круглые столы» с представителями региональных Правительств и городских администраций.
«Мы прекрасно знаем о преимуществах газомоторного топлива, — обычно так начинали диалог представители региональных властей. — Нам бы газовых заправок побольше, тогда и будем переводить машины на газ».
«Как же их будет больше, — отвечали представители „Газпрома“, — если и те, что есть, не полностью загружены?»
Это ключевое противоречие современного российского рынка газомоторного топлива в ходе автопробега «Голубой коридор — 2011», впервые за долгие годы дискуссий в России по этому вопросу, было разрешено. Между «Газпромом» и исполнительными властями регионов были достигнуты взаимовыгодные договоренности. Представители региональных и городских властей выразили готовность газифицировать муниципальный автотранспорт, а «Газпром» — одновременно с процессом перевода транспорта на газ строить дополнительные АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции) в условленных местах. Понятно, что вся эта работа должна вестись согласованно, по плану. Для этого с руководителями исполнительной власти регионов подписывались Протоколы о намерениях.
В том, что российскую систему АГНКС надо расширять, мы убедились и в ходе автопробега. Да, машины прошли весь маршрут, заправляясь только на стационарных АГНКС. Но два исключения, когда часть машин (преимущественно, легковых, с малым объемом заправки) пришлось заправлять передвижному газовому автозаправщику, все же были. Первый раз — на самом протяженном перегоне «Волгоград — Воронеж» (580 км). Во второй раз — на территории Тамбовской области. Она оказалась единственным регионом, через которые проходил автопробег, где по сегодняшний день нет ни одной газовой заправки.
А, в то же время, по словам Главы Администрации Тамбовской области Олега Бетина, ежегодно область получает многомиллионные государственные дотации на заправку сельхозтехники. Прибавьте сюда и расходы на доставку, ведь все продукты нефтепереработки в область завозятся из других регионов. Если поэтапно переводить сельхозтехнику на газ, то эти затраты (из нашего с вами кармана, господа налогоплательщики) сократятся в разы: газ и стоит дешевле, и в область его завозить не надо. Причем, на первых этапах необязательно даже строить стационарные АГНКС — сельхозтехника может заправляться в поле с помощью передвижных газозаправщиков. Все эти технологии «Газпромом» давно отработаны.
Поэтому неслучайно, что Олег Бетин не только подписал Протокол о намерениях с «Газпромом», но и публично заявил о готовности Тамбовской области газифицировать автотранспорт.
За чистоту флага
В каждом из 11 городов автомобили-участники пробега становились экспонатами выставки газовых автомашин. Кроме того, в г. Борисоглебске (второй по величине город в Воронежской области) состоялась незапланированная выставка. Узнав об автопробеге, жители города уговорили организаторов «Голубого коридора — 2011» остановиться хотя бы на час в их городе и показать газовые автомобили.
Посетителям на выставках демонстрировался опыт, наглядно показывающий экологические преимущества природного газа как моторного топлива.
Организаторы брали белоснежный флаг автопробега и бесстрашно закрывали им выхлопную трубу работающего газового КАМАЗа. Через некоторое время все могли убедиться, что на флаге — ни пятнышка.
При этом, кстати, большинство обращало внимание, что двигатель газового КАМАЗа работает значительно тише, чем обычный — дизельный. Еще один существенный фактор в пользу использования этой машины, например, в городском коммунальном секторе.
Но не менее важны и преимущества экономические. По данным ОАО «КАМАЗ» — а это крупнейший в стране производитель газобаллонных автомобилей — за 10 лет эксплуатации 10 газовых городских автобусов НЕФАЗ за счет разницы в цене между традиционным и газовым топливом предприятие-собственник экономит 144 млн рублей. Та же экономия от 10 городских мусоровозов за указанный срок составит 61 млн рублей.
И не забудем про чистый флаг — львиная доля загрязнения воздуха в больших городах приходится именно на автотранспорт.
Прямая речь
Фидан Садыков впервые участвует в автопробеге «Голубой коридор». Он управляет грузопассажирским газовым КАМАЗом, который предназначен для проведения аварийных работ. Эта машина оборудована кабиной для перевозки ремонтной бригады, кузовом для запчастей и мини-краном. На одной заправке такой КАМАЗ проезжает 710 км. Фидан работает водителем-испытателем в научно-техническом центре ОАО «КАМАЗ», где испытывает новейшие машины этого завода, причем как дизельные, так и газовые. Так что разницу между ними он понимает.
«Конечно, двигатель на газовой модификации КАМАЗа работает ровнее, мощность его тоже слегка возрастает за счет увеличения октанового числа газа, — говорит он. — При этом для меня, как профессионального водителя, не последнее значение имеет и комфортность. В кабине не пахнет „соляркой“, и, если обратили внимание, мы разговариваем нормально, слышим друг друга. Если бы двигатель был дизельный, нам пришлось бы гораздо сложнее. Да и спецовка чистая...».
Сергей Мяснянкин (ООО «Газпром ВНИИГАЗ») участвует в данном автопробеге во второй раз. Он сидит за рулем автомобиля совсем другого рода. Его Мерседес Е200 может работать как на газе, так и на бензине. Причем, это не «переделка», а заводская модификация. Пробег на одной газовой заправке составляет до 360 км. Водительский стаж Сергея — более тридцати лет.
По его словам, «сегодня в „Газпром ВНИИГАЗе“ 10 легковых машин, включая эту, работают на природном газе: шесть Мерседесов и четыре Фольксвагена Кэдди. Вы сами могли убедиться, что двигатель газового Мерседеса работает ровно. У него два режима работы — экономичный и спортивный, но, как правило, вполне хватает экономичного. Никаких проблем с эксплуатацией у нас нет, а газовая заправка находится рядом с нашим институтом. Хотелось бы, конечно, чтобы таких заправок было больше. А еще лучше, как в Европе: большинство заправок многотопливные — бензин, природный газ... Чем хочешь, тем и заправляйся».
У Андре Шумана (EON Ruhrgas, Германия) в автопробеге двойная миссия — он представляет свою компанию на выставках и «круглых столах» «Голубого коридора» и, кроме того, он — один из водителей газового Фольксвагена Пассат. Пробег на одной заправке этого автомобиля — около 500 км. Андре принимает участие в автопробеге «Голубой коридор» уже третий раз.
«Для того, чтобы пройти по „Голубому коридору“ по маршруту „Москва — Нижний Новгород“ в прошлом году, нашему Фольксвагену пришлось преодолеть около 8000 км, — ведь мы гнали его из Германии. И он прекрасно справился с этой задачей. А на старт нынешнего автопробега мы прибыли своим ходом из Санкт-Петербурга. Прошли около 2500 км и потратили на топливо немногим более 2000 руб. Нетрудно подсчитать — это меньше одного рубля на километр! Мы пользовались услугами российских АГНКС, но у нас, в Германии, заправить природным газом автомобиль, конечно, проще: на сравнительно небольшой территории — 900 заправок (для сравнения: в России их сегодня 249). Экологические и экономические преимущества газомоторного топлива заставляют нас рассматривать расширение его использования в России как одно из приоритетных направлений сотрудничества с нашими российскими партнерами. Со своей стороны мы готовы предложить и технологии, и оборудование, и финансирование. Рынок газомоторного топлива развивается стремительными темпами во всем мире, и Россия, рано или поздно, присоединится к этой тенденции», — делится Андре своими размышлениями.
А есть ли те, кто участвовал во всех автопробегах «Голубой коридор»? Легко догадаться, что их нужно искать среди организаторов.
Заместитель начальника Управления по газификации и использованию газа — начальник отдела по использованию газа в качестве газомоторного топлива Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Евгений Пронин:
«Значение автопробегов с точки зрения расширения рынка газомоторного топлива остается очень высоким. Человек так устроен, что сколько бы мы ни называли цифр, ни приводили данных, ему надо увидеть всё своими глазами, потрогать руками, пообщаться с теми, кто уже этим пользуется.
В этом автопробеге мы еще раз убедились, что представители региональных властей, даже те, которые сначала весьма прохладно относились к нашей затее, побывав на круглых столах, посмотрев технику, стали мыслить, рассуждать совсем по-другому. Вместо „мы пока не готовы“ они говорили: „что нужно сделать, чтобы внедрить это и у нас?“. Отношение к газомоторному топливу в России постепенно меняется. Убедительное доказательство этому — то, что мы видели в Борисоглебске: не мы, а нас просили — покажите технику, расскажите, как организовать перевод городского автопарка на газ.
Развивая это направление деятельности, мы сегодня работаем даже не для себя. А, прежде всего, для тех, кого мы водим за руку, возим в колясках. Им — будущим поколениям — нужны чистый воздух в городах и нормальная экономика автоперевозок. Вот почему „Газпром“ будет делать все возможное для расширения использования газомоторного топлива.
А следующий автопробег „Голубой коридор“ мы планируем провести в 2012 году по маршруту „Москва — Брюссель — Кассель“».
Удачный старт — хороший финиш
Строго, как говорят в официальных документах, по графику все машины-участники «Голубого коридора — 2011» въезжают в ворота центрального офиса «Газпрома» на улице Наметкина в Москве. И здесь уже радость неформальная. Объятия, смех. И водители, и организаторы — все поздравляют друг друга.
Тысячи километров нелегкой дороги позади. За это время успел сложиться коллектив единомышленников. Увлеченных настоящим делом и верящих, что их труд необходим.
«Голубой коридор — 2011» завершен. Он помог тысячам людей в больших и малых городах России больше узнать о газомоторном топливе. Узнать о том, как сделать свою жизнь комфортней, а экономику — эффективней. Он стал началом для многих региональных проектов, которые будут реальными шагами в этом направлении.
А в общем-то, хочется, чтобы подобные мероприятия стали не нужны... Это время настанет, когда метан будет не альтернативным, а самым обычным моторным топливом. Ведь никто сегодня не проводит автопробеги для продвижения, допустим, бензина.
Но пока... готовимся к следующим пробегам!