Новый уровень творчества

10 октября 2007

В Москве прошла церемония награждения лауреатов литературных конкурсов ОАО «Газпром» за 2007 год — «Факел» и «Подсолнушек». В церемонии приняли участие представители администрации и Межрегиональной профсоюзной организации «Газпрома», Московской городской и Московской областной организаций Союза писателей России и издательства «Газоил пресс».

Литературный конкурс «Факел» был учрежден в 2003 году, чуть позже —фотоконкурс с одноименным названием. С тех пор участие в них ежегодно принимают работники газовой промышленности и авторы издательства «Газоил пресс». Конкурсы проходят в два этапа. Сначала присланные литературные произведения (стихотворения, рассказы и очерки), а также фотоработы отбираются для публикации в художественно-публицистическом альманахе «Факел», который выпускается издательством «Газоил пресс». На втором этапе конкурсная комиссия определяет лучшие произведения, опубликованные в альманахе, после чего авторы этих произведений получают денежные призы и почетные дипломы.

В этом году жюри отметило дипломами творчество нескольких десятков сотрудников компании, также награды получили представители отраслевых и корпоративных СМИ за достижения в литературном творчестве и освещение деятельности ОАО «Газпром».

Церемонии награждения предшествовали три дня литературных семинаров, на которых у работников компании была возможность пообщаться с признанными мастерами слова. Своим мастерством с газовиками делились кандидат филологических наук, доцент Литературного института прозаик Александр Торопцев; поэт, секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России Игорь Витюк и кандидат философских наук, член Экспертного совета комитета по культуре правительства Москвы, критик, публицист Георгий Добыш.

Корпоративный конкурс «Факел» проводится в «Газпроме» уже в четвертый раз, а вот традиция проводить литературные семинары появилась только в прошлом году. Но уже сейчас авторы и мастера, принимающие участие в работе семинаров, уверены: подобные мероприятия оказывают положительное влияние на творчество газовиков. «Обстоятельный, профессиональный разбор написанного — этого всегда не хватает начинающим авторам. Они, как правило, варятся в собственном соку или обсуждают сделанное в каком-то своем кругу, где уровень оппонентов не намного превышает их собственный, — говорит участник семинара, поэт, кандидат филологических наук Арсений Анненков. — Подобные семинары помогают им лучше понять основы, базовую логику ремесла, освобождают от необходимости тратить силы и время на открытие того, что уже давно открыто».

На практике литературные семинары «Газпрома» выглядят несколько необычно: это не разговор «семинаристов» с преподавателем, а беседа людей, которые имеют равноценный жизненный опыт, хотя пока и не в равной мере владеют пером. «Благодаря семинарам у людей появится возможность повысить свой творческий уровень, а многие из участников семинара и вовсе уже состоялись как профессиональные литераторы, — уверен поэт, председатель правления Московской областной организации Союза писателей России Лев Котюков. —Даже по сравнению с прошлым годом я могу отметить возросший уровень творчества сотрудников компании. Вот, например, Алексей Табачный (ООО „Ямбурггаздобыча“) по сравнению с прошлым семинаром стал писать гораздо лучше. Заметное литературное дарование продемонстрировал Сергей Масловский (ООО „Астраханьгазпром“), которого в этом году мы рекомендовали к принятию в Союз писателей. Гсть также и люди, которые уже пишут на профессиональном уровне, —это поэт Арсений Анненков (департамент по информационной политике ОАО „Газпром“) и публицист Галина Вершинина (ООО „Уренгойгазпром“)».

Вместе с традицией проведения литературных семинаров в компании родилась еще одна традиция-участники семинаров, добившиеся в своем творчестве определенных результатов, могут быть рекомендованы мастерами к приему в Союз писателей России. В этом году, таким образом, было отмечено творчество пяти человек из разных дочерних обществ «Газпрома».

Статистика показывает, что с каждым годом в «Газпроме» появляется все больше пишущих сотрудников. Если в 2006 году в адрес организаторов конкурсов поступило порядка 700 литературно-публицистических материалов от 435 авторов, то в этом году конкурсной комиссией было рассмотрено 3012 литературных произведений, а общее число авторов, принявших участие в конкурсе, превысило 600 человек. Работы 175 авторов были опубликованы в альманахе «Литературный факел». Также там были опубликованы 62 автора снимков и художественных материалов. Стоит отметить, что расширяются и границы литературного движения «Газпрома»: в него вовлекаются молодежь, дети газовиков и нефтяников, учащиеся школ и профессиональных училищ, воспитанники детских домов, над которыми шефствуют предприятия отрасли. Так, на прошедшей церемонии вместе с победителями фото — и литературного конкурсов «Факел» были награждены и юные литераторы, принимавшие участие в детском литературном конкурсе «Подсолнушек». Ребята в возрасте от 9 до 18 лет получили заслуженные награды за сказки, сочинения и стихи.

Поэт Лев Котюков особенно отметил поэтическое творчество детей. «На Западе дети давно уже не пишут стихов, там не издаются сборники детского творчества, а наши ребята даже мастеров удивляют своими работами. Порою поражаешься, насколько зрелыми могут быть дети. Недавно я услышал фразу о том, что русский язык проиграл английскому в „холодной войне“, но стоит взглянуть на стихи наших ребят, и становится ясно — у русской литературы есть будущее», — говорит он.

Алена Нариньяни, газета «Известия» № 185 от 10.10.2007 г.

Балтика

 

Небу сестра и земле подруга.

Туго натянуты струны сосен.

Как в полусне ты — не лето, не вьюга,

То ли весна у тебя на душе, то ли глубокая осень:

Тусклое солнце, серые воды,

Люди (на этой странице — петит),

Сладкий, холодный ветер свободы,

Который в нашу пустыню не долетит.

***

Лето. Ветер пыльной тряпкой

Сушит Чистые пруды,

Солнце щиплет иномарки

За роскошные зады.

По-ефрейторски сурова,

Как дитя, всегда права,

Вдохновенно бестолкова,

Дремлет бабушка Москва.

***

Создатель прост и убедителен,

Как дождь в безлюдном переулке.

Как смех ребенка, плач родителей,

Как табурет в конце прогулки.

Мишень, возможность попадания

И кровь того, кто не промазал, —

Вот все истории создания.

Доступно. Внятно. Без отказа.

Арсений Анненков