Выступление Алексея Миллера на панельной сессии «Геоэкономика крупных инфраструктурных проектов» Петербургского международного экономического форума

Медиаконтент не отображается, потому что вы не дали согласие на использование сайтом gazprom.ru файлов cookie.

Вы можете прямо сейчас согласиться на хранение cookies, либо сделать это позже в настройках.

Уважаемые коллеги!

Цель выступления заключается в том, чтобы показать, что проект «Северный поток — 2» является высокоэффективным коммерческим проектом. И сделаем мы это на основании семи простых, очень понятных аргументов.

Обычно, когда говорят и анализируют экономическую эффективность проекта «Северный поток», сравнивают только морскую часть этого проекта — морской газопровод из России в Германию. И сравнивают экономические показатели этого участка с какими-то другими вариантами маршрутов поставки российского газа в Европу. Но на проект необходимо смотреть шире: необходимо анализировать те изменения, которые происходят в ресурсной базе на территории России, в газотранспортных маршрутах на территории России, и, конечно, смотреть, как меняется ситуация на рынке Европы.

И первый аргумент сводится к тому, что мы с вами наблюдаем смещение ресурсной базы «Газпрома» с Надым-Пур-Тазовского региона в район Ямала. «Газпром» создал новый ресурсный центр газодобычи — Ямальский. И мы видим, что ресурсная база «Газпрома» все дальше и дальше смещается на Север. При этом «Газпром» в текущий период времени создает систему магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2», «Ухта — Торжок», «Ухта — Торжок — 2», которые позволяют выводить ямальский газ для потребителей в России и за рубежом. Мы видим, что в течение ближайших 25 лет соотношение объемов добычи на двух наших ведущих ресурсных площадках изменится в диаметрально противоположную сторону. Это оказывает существенное влияние на газовые потоки — как экспортные, так и внутри страны.

Второй аргумент заключается в том, что мы также наблюдаем, кроме смещения ресурсной базы «Газпрома» от Надым-Пур-Таза в сторону Ямала, смещение экспортных потоков в Европе. Наблюдается резкое падение объемов собственной добычи газа в Европейском союзе. И самое главное, что это затрагивает газопотребление на Северо-Западе Европы в тех странах, которые являются крупнейшими потребителями. Мы сейчас видим подтверждение этого по динамике поставок российского газа, рост спроса на российский газ происходит в первую очередь в Северо-Западной Европе. Подчеркиваю два момента: это страны, которые традиционно являются крупными потребителями газа, и, во-вторых, это страны, которые cориентированы на европейскую ресурсную базу, которая показывает снижение собственной добычи. Соответственно, происходит смещение экспортных потоков от центрального коридора на северное направление.

Если посмотреть на наши существующие и перспективные газотранспортные маршруты не через политическую карту, а через снимок из космоса, то мы увидим, что наша новая ресурсная база — Ямал — и наш основной центр потребления — Северо-Запад Европы — на самом деле фактически соединяются прямой линией. И газопровод «Северный поток — 2» фактически является прямым продолжением системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок».

И третий наш аргумент, о том, что «Северный поток — 2» является высокоэффективным коммерческим проектом, заключается в том, что это самый короткий экспортный маршрут от нашей российской ресурсной базы на Ямале до рынков потребления. Вы видите, что между Ямалом и Грайфсвальдом фактически прямая линия. Если мы посмотрим на то, как газ поставляется в текущий период времени в Германию через территорию Украины, то мы увидим, что вообще-то это некий крюк — крюк, который по сравнению с северным коридором длиннее почти на 2 тыс. км. Длина этого газотранспортного экспортного маршрута почти в полтора раза больше северного коридора, в который входит и газопровод «Северный поток — 2». Так что северный коридор от Ямала до Грайфсвальда — это самый короткий путь, и это путь напрямую, путь бестранзитный.

Четвертый аргумент. Система магистральных газопроводов, которая в настоящее время строится «Газпромом» от Ямальского центра газодобычи, является самой современной газотранспортной системой в мире. Благодаря тесному сотрудничеству с нашими трубными предприятиями мы на сегодняшний день обеспечиваем рабочее давление в этих магистральных газопроводах 120 атмосфер. И это принципиально другая ситуация для эффективности транспорта газа. Принципиально другая ситуация по сравнению с центральным коридором, по которому в текущий период времени газ транзитом через территорию Украины поставляется на европейские рынки. Система магистральных газопроводов создавалась не вчера, она также была в свое время современной. Но те магистральные газопроводы, которые работают в этом коридоре, рассчитаны на рабочее давление 55–75 атмосфер.

И здесь, конечно, необходимо подчеркнуть, что благодаря низким удельным эксплуатационным затратам, и, в частности, расходу газа на собственные нужды, новый северный коридор становится несравненно более экономически эффективным с точки зрения транспорта газа по сравнению с существующим ужгородским коридором, по сравнению с центральным коридором транспорта через территорию России. Эффективность газопроводов северного коридора по сравнению с магистральными газопроводами на рабочее давление 55 атмосфер в шесть раз выше, и в три раза выше, чем магистральных газопроводов на 75 атмосфер.

Пятый аргумент сводится к тому, что мы с вами, получив смещение ресурсной базы от Надым-Пур-Таза на Ямал, получив смещение потоков по территории России, получаем принципиально другую потоковую схему внутри России, внутри Единой системы газоснабжения Российской Федерации. И для нас это является принципиально важным моментом. Я подчеркиваю, что это принципиально важный аспект, который уже привел к тому, что «Газпром» начал программу по оптимизации затрат по центральному коридору.

Что это значит? Это значит, что в центральном коридоре в связи с развитием северного коридора, в связи с изменением схем поставки газа для потребителей внутри России, высвобождаются мощности, которые являются избыточными. «Газпром» на их содержание несет условно-постоянные эксплуатационные затраты. И «Газпромом» в текущий период времени начата программа оптимизации газотранспортных мощностей центрального коридора, которая предполагает ликвидацию до 2020 года почти 4,3 тыс. км магистральных газопроводов в однониточном исполнении и закрытие 62 компрессорных цехов установленной мощностью более 3 ГВт. То, что касается транзитных мощностей, которые будут к 2020 году в центральном коридоре в направлении Украины, то после проведения программы оптимизации эти транзитные мощности составят от 10 до 15 млрд куб. м газа в год. Экономия «Газпрома» на эксплуатационных затратах только до 2020 года составит 1,6 млрд долл.

Шестой аргумент заключается в том, что «Северный поток — 2» является высокодоходным проектом. В первую очередь мы с вами прекрасно понимаем, что «Газпром» будет платить сам себе как акционеру проекта «Северный поток — 2» транспортный тариф. При этом надо обратить внимание, что транспортный тариф для «Северного потока — 2» составляет 2,1 долл. за 1000 куб. м на 100 км. Актуальный газотранспортный тариф транзита через территорию Украины в настоящее время составляет 2,5 долл. за 1000 куб. м на 100 км. То есть транзит через территорию Украины на 20% дороже, чем по «Северному потоку — 2». Те объемы, которые заложены в проекте «Северный поток — 2» в течение 25 лет при тарифе 2,1 долл. за 1000 куб. м на 100 км позволят «Газпрому» после уплаты налогов получить почти 7 млрд долл. дивидендов. И дивидендные доходы наших акционеров — европейских компаний, которые являются участниками этого проекта, — составят 7,3 млрд долл.

Мы упомянули сейчас с вами тариф 2,1 долл. по «Северному потоку — 2». Мы отметили, что эксплуатационные затраты по северному коридору, по системе магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок» значительно ниже, чем по центральному коридору. И это позволяет нам увидеть, что стоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку — 2» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через территорию Украины при существующем транзитном тарифе. Мы также использовали для анализа так называемый расчетный тариф — вы его все слышали, это тариф на уровне 4,6 долл. за 1000 куб. м на 100 км. Расчетный тариф позволяет Украине модернизировать, реконструировать свою газотранспортную систему. Если предположить, что Украина найдет такую возможность, найдет такое финансирование, и это будет сделано, соответственно ставка тарифа должна составлять 4,6 долл., и тогда стоимость доставки газа из России, от наших центров газодобычи в Германию по северному коридору, через «Северный поток — 2» будет в два раза ниже.

Аналогичный подход через транспортный тариф и низкие эксплуатационные затраты позволяет нам также сравнить «Северный поток — 2» с другими альтернативными маршрутами поставок газа на европейский рынок. Сопоставления с проектом «Шах-Дениз-2» в Азербайджане, поставками СПГ из США и новым норвежским газопроводом Polarled показывают, что стоимость доставки нашего газа по сравнению с альтернативными маршрутами в два-три раза ниже.

Необходимо обратить особое внимание на седьмой аргумент. Это то, что северный коридор, «Северный поток», позволяет обеспечить существенное снижение экологических выбросов. Все дело в том, что современная система магистральных газопроводов позволяет резко снизить количество выбросов, и мы с вами видим, что магистральные газопроводы на давление 120 атмосфер, наш газопровод «Северный поток — 2» на 220 атмосфер имеют гораздо более низкие удельные показатели по вредным выбросам в эквиваленте CO2.

Сравнивая с маршрутом поставки нашего газа транзитом через территорию Украины, мы видим, что углеродный след в пересчете на экологически вредные выбросы, на CO2, составляет в год почти на 9 млн тонн больше, что составляет огромную цифру. На горизонте 25 лет — это 223 млн тонн CO2, что сопоставимо с годовыми выбросами такой страны, как Нидерланды. Но самое главное, чтобы такой дополнительный годовой объем компенсировать — это сопоставимо с увеличением площади лесов Германии на 15%.

Можно посмотреть, что собой представляют альтернативные источники энергии по сравнению с поставкой 55 млрд куб. м газа через «Северный поток — 2» на европейский рынок. Это эквивалентно 140 рейсам нефтяных танкеров, 645 рейсам судов для перевозки СПГ, 68 новым блокам АЭС, 250 блокам угольных ТЭС мощностью 400 МВт, 220 тыс. ветрогенераторов и 90 тыс. кв. км кукурузных полей для производства биоэтанола.

Здесь хотелось бы обратить внимание, что если анализировать углеродный след угольных электростанций, — а в Европе мы видим, что уголь пытается (или пытался) конкурировать с газом в течение последнего времени, — то альтернативный «Северному потоку — 2» вариант сооружения 250 блоков угольных электростанций соответствует дополнительным выбросам 77 млн тонн в год в CO2-эквиваленте.

Все эти семь наших аргументов в сумме дают для «Газпрома» просто в разы больший экономический эффект по сравнению с поставками газа на экспорт через центральный коридор транзитом по территории Украины. И экономическая эффективность, в зависимости от того, какой транзитный тариф на Украине, от 2 до 2,7 раз выше. Это позволяет «Газпрому» в течение 25 лет заработать от 45 до 78 млрд долл. Как вы понимаете, это очень-очень солидные, серьезные деньги. Это очень впечатляющие цифры. Это не какие-то проценты, это даже не десятки процентов — это просто в разы более экономически эффективный маршрут.

Мы иногда слышим о том, что необходимо было бы оставить транзитом через территорию Украины где-то 30 млрд куб. м газа в год. Давайте посмотрим, что это значит с точки зрения дополнительных затрат для «Газпрома». Для «Газпрома» транзит через территорию Украины, новый контракт на 30 млрд куб. м газа в год — это дополнительные эксплуатационные затраты на 25 лет в объеме от 25 до 43 млрд долл. США. И, если есть инициаторы подписания такого рода транзитного договора, то все-таки необходимо иметь ответ на вопрос: «Кто и как „Газпрому“ компенсирует эти дополнительные эксплуатационные затраты?». Также необходимо ответить на вопрос: «Кто подпишется под тем, что 30 млрд куб. м газа транзита через Украину — это дополнительные за 25 лет 112 млн тонн экологически вредных выбросов CO2, что равняется годовому выбросу CO2 такой страной как Бельгия со столицей в городе Брюсселе?». Без сомнения, эти вопросы, в случае обсуждения такого рода варианта транзита газа в Европу после окончания нашего транзитного договора, который заканчивается 31 декабря 2019 года, должны иметь ответ.

«Северный поток — 2» — проект, который реализуется в настоящее время строго по графику, проводятся тендеры. В частности, уже проведен тендер на поставку труб для морского участка. «Газпром» буквально несколько недель тому назад проводил выездное совещание с российскими производителями труб. Вы знаете, что в рамках тендера на поставку труб для «Северного потока — 2» 60% поставки достались российским трубникам. Поэтому место проведения нашего традиционного выездного совещания с представителями трубной промышленности было выбрано не случайно: Челябинский трубопрокатный завод — один из победителей тендеров. Труба уже изготавливается, и все идет по плану.

В самое ближайшее время будут определены компании, которые будут осуществлять трубоукладку. Она начнется в начале 2018 года. Проект «Северный поток — 2» идет строго по графику. У нас нет никаких сомнений, что в плановые, установленные сроки — до конца 2019 года — будут созданы дополнительные экспортные мощности в объеме 55 млрд куб. м газа через Балтийское море напрямую, без транзита из России в Германию.

Спасибо за внимание.