Интервью Алексея Миллера телеканалу «Россия 24»
Стенограмма интервью:
Ведущий: Киев прорабатывает вариант оплаты до конца недели долга за газ в объеме двух миллиардов долларов. И еще 500 миллионов в счет предоплаты за будущие поставки. Об этом сообщил Алексей Миллер. Глава «Газпрома» дал нашему каналу эксклюзивное интервью.
Корреспондент: Хочется от вас еще раз внятно, конкретно услышать, о чем все-таки сегодня удалось предварительно договориться.
Алексей Миллер, председатель правления ОАО «Газпром»: В первую очередь я хочу сказать, что позиция российской стороны была поддержана европейской комиссией. С самого начала консультаций, которые были инициированы нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным, мы говорили о том, что начало диалога с Украиной по газовым вопросам — это погашение, начало погашения долга Украины. Консультации идут, долг Украины растет. Сегодня он уже составляет 3,5 миллиарда американских долларов. Но если говорить о тех договоренностях, которые достигнуты сегодня, это то, что украинская сторона согласилась взять в проработку, если так можно сказать, для согласования с руководством Украины вопрос о том, что до пятницы включительно на этой неделе будет заплачено два миллиарда долларов за поставку российского газа. Это хотя бы что-то. И плюс 500 миллионов украинская сторона без споров о цене заплатит в счет майской поставки до 7 июня. Без сомнения это шаг на встречу, без сомнения это некое продвижение в переговорах.
Корреспондент: А что по поводу предоплаты? У нас уже через неделю будет такой дедлайн по поводу того, когда Украина должна будет внести уже по новым соглашениям, по новым условиям сумму в миллиард 600 миллионов по предоплате. Этот вопрос вы обсуждали? Что будет к следующему понедельнику?
Алексей Миллер: Украина должна в соответствии с заранее выставленным счетом оплатить полностью поставки газа за июнь. Срок оплаты 2 июня включительно. Если Украина не заплатит по счетам июня, то с 10 утра 3 июня на Украину будет поставляться газа столько, сколько Украина газа купила. Все-таки надо здесь еще раз подчеркнуть, что мы действовать будем строго в соответствии с контрактом. Хотя без сомнения начало погашения долга Украиной за наш газ открывает окно в переговорах, в том числе речь шла о том, что мы тогда сможем приступить и к обсуждению вопроса по цене. Ценовой вопрос для наших украинских коллег является важным. С нашей стороны заявлена позиция о том, что единственный механизм, который может в дальнейшем обсуждаться, является механизм корректировки цены, как это было ранее в счет экспортной таможенной пошлины. Но в том случае, если будет достигнута договоренность по цене, тогда без сомнения в практическую плоскость может быть поставлен вопрос окончательного урегулирования всей задолженности. Как раз окончательное урегулирование всей задолженности 100% оплата Украиной наших поставок — это как раз и есть та база обсуждений вопросов того, как должна Украина платить за газ. Отправным пунктом все-таки является начало платежей. Соответственно мы ждем, что до пятницы будет погашена сумма в размере двух миллиардов долларов.
Корреспондент: Скажите, правильно я вас понимаю, что сейчас, на сегодняшний день Украина должна заплатить по достигнутым договоренностям 2,5 миллиарда еще плюс миллиард 600 до следующего понедельника.
Алексей Миллер: Нет, то, что касается миллиарда 600 до следующего понедельника — это вопрос, который сегодня не обсуждается. Еще раз хочу отметить, что мы готовы приступить к обсуждению вопроса цены с нашими украинским коллегами после того, как будет погашена сумма 2 миллиарда долларов плюс 500 миллионов оплаты, безусловно, до 7 июня за май. В этом случае мы приступаем к переговорам по цене. В том случае, если будет достигнута договоренность по цене, соответственно тогда украинская сторона нам сможет дать четкий, понятный ответ. Это позиция украинской стороны, о том, когда она нам погасит оставшуюся задолженность. Потому что оставшаяся задолженность, она, понятно, по логике переговоров ценовых с украинской стороны будет гаситься тогда, когда они будут считать, что достигнута некая приемлемая для них договоренность по цене для наших поставок. Но если не будет достигнуто договоренности в отношении 100% оплаты за поставки газа, если не будет достигнута договоренность хотя бы в отношении того, когда будет погашена оставшаяся задолженность, то срок 2 июня — срок оплаты за июньские поставки. Если газ не будет оплачен за июнь, мы пошлем уведомление Украине о том, что поставки газа с 10 часов утра 3 июня будут составлять ноль кубометров в сутки.
Корреспондент: Вы сказали сейчас. Также министр энергетики наш на пресс-конференции говорил, что речь идет об обнулении таможенных платежей со стороны России. О какой суме сейчас идет речь, новой сумме, на какую сумму согласен «Газпром» за российский газ?
Алексей Миллер: На самом деле об обнулении речи не идет. Речь не идет даже ни о каких конкретных процентах. Речь идет о том, что это возможный механизм корректировки цены. Подчеркиваю, это только механизм, на который мы согласны. А конкретные цены, конкретные уровни цен, они не обсуждались. Они могут стать предметом переговоров только в том случае, если Украина заплатит ту сумму, о которой сегодня достигнута договоренность.
Корреспондент: Сейчас есть в «Газпроме» какая-то сумма, на которую были бы согласны?
Алексей Миллер: Пускай это будет предметом наших переговоров с Украиной.
Корреспондент: Тогда еще по поводу тех двух миллиардов и тех 500 миллионов. Из каких денег Украина будет оплачивать эту сумму?
Алексей Миллер: Наши украинские коллеги говорят о том, что деньги у них есть. И, во-первых, получен первый транш Международного валютного фонда, это раз. Во-вторых, механизмы оплаты за российский газ, они нам понятны и с точки зрения использования золотовалютных резервов Украины. Плюс, понимание того, что хоть какая-то часть денег, но все равно собирается с рынка. «Нафтогаз» Украины наш газ поставляет своим потребителям, и, пускай частично, но украинские потребители за газ платят. К сожалению, мы не видим ни доллара в счет оплаты наших поставок.
Корреспондент: Мы сейчас видели с вами пресс-конференцию. И возник у многих журналистов, я думаю, в принципе, всех присутствующих дуализм такой по поводу заявлений нашей стороны, по поводу заявлений европейской стороны и по поводу заявлений украинской стороны, которая говорила единственная, что никаких договоренностей, собственно, сейчас достигнуто не было. Откуда такой дуализм? Как вы это расцениваете?
Алексей Миллер: Действительно, и у меня такое даже впечатление возникло потому, что я слышал то, о чем говорил господин Эттингер, Еврокомиссар на своей пресс-конференции, конечно, слушал пресс-конференцию руководителя нашей делегации, министра энергетики Александра Валентиновича Новака и министра энергетики господина Продана. Выступления на пресс-конференции нашего министра и Еврокомиссара были очень конкретные и полностью отражали те договоренности, которые были достигнуты в рамках консультаций. Несколько удивила позиция, заявленная украинской стороной. Это просто говорит о том, что риски, которые есть по оплате газа Украиной до пятницы, сохраняются. Конечно, надежда, она умирает последней. Но, я думаю, что по тому, как шла пресс-конференция министра энергетики Украины, я думаю, что все почувствовали, что риски есть, и риски существенные.
Корреспондент: Каких бы вам результатов, последний вопрос, хотелось бы увидеть в пятницу от этих переговоров?
Алексей Миллер: Конечно, мы ждем, что Украина начнет платить за наш газ. Это просто уму непостижимо. Уже более чем полгода мы исполняем все свои контрактные обязательства, поставляем газ на Украину. Поставлено газа уже более 10 миллиардов кубометров, и ни доллара не заплачено. Конечно, это не может продолжаться бесконечно долго. Поэтому мы ждем, что Украина начнет платить. Начнет платить именно из тех сумм, по которым сегодня достигнуты договоренности — 2 миллиарда долларов плюс 500 миллионов в счет поставок за май.
Корреспондент: Тогда ждем пятницы. Спасибо за интервью.
Алексей Миллер: Ждем пятницы.