Выступление Алексея Миллера на конференции «Экологические вызовы и энергетический сектор» в рамках Европейского делового конгресса

XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса, конференция «Экологические вызовы и энергетический сектор», 2 июня 2011 года, Прага, Чехия

Уважаемые дамы и господа!

Наша конференция проходит в момент, который без преувеличения можно назвать переломным для европейской энергетики. Целый ряд внешних факторов заставляет европейцев по-новому взглянуть на целевую модель обеспечения континента энергией.

XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса
XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса

XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса

Политические кризисы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, война в Ливии и прекращение поставок нефти и газа из этой страны стали поводом для изменения подходов к оценке рисков снабжения энергоресурсами.

Вопрос стоит прямо: «Нужна ли Европе еще одна Ливия ради снижения зависимости от России?»

Авария на японской атомной станции вновь вернула в повестку дня вопрос о будущем атомной энергетики в Европе. Где-то дискуссии пока продолжаются, где-то решения уже приняты, но главы многих крупных энергетических компаний и промышленных регионов уже несколько последних месяцев, приезжая в Москву и в «Газпром», заявляют: «Нам будут нужны новые объемы поставок для газовой электрогенерации!»

Развитие добычи сланцевого газа в Америке, воспринятое многими с большим воодушевлением, для Европы пока имеет негативный эффект. «Где растет конкурентоспособность — там, где появился новый дешевый энергоресурс или где продолжают субсидировать возобновляемую энергетику?» Ответ очевиден, и он не обрадует европейских налогоплательщиков.

Конечно, мы ни в коем случае не призываем повернуть историю вспять. Но хотим подчеркнуть, что накопилась критическая масса факторов для переосмысления европейских представлений о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», о том, какая структура топливно-энергетического баланса является оптимальной, о том, как в меняющихся условиях расставить приоритеты энергетической политики.

Об одной из таких перспективных идей мне хотелось бы поговорить подробнее.

К общему собранию Европейского делового конгресса и нашей конференции приурочен старт автопробега, в котором примут участие машины, работающие на газе. Уверен, что не только стартовые пистолеты не дадут осечки, но и весь автопробег, который продлится неделю и пройдет в основном по дорогам Германии, доставит удовольствие его участникам и получит освещение в прессе.

К общему собранию Европейского делового конгресса был приурочен старт автопробега, в котором приняли участие машины, работающие на газе
К общему собранию Европейского делового конгресса был приурочен старт автопробега, в котором приняли участие машины, работающие на газе

К общему собранию Европейского делового конгресса был приурочен старт автопробега, в котором приняли участие машины, работающие на газе

Это одна из акций, которые мы планируем, чтобы способствовать развитию европейского рынка газового топлива, повышению эффективности и популярности проектов, связанных с созданием в Европе сети газозаправочных станций.

На пути из Праги в Грайфсвальд, а именно там завершится автопробег и куда, как знаете, уже осенью придет «Северный поток», его участники смогут ознакомиться с планами наших партнеров из концерна «Фольксваген» по производству газобаллонных автомобилей, а в Берлине на выставке, проводимой Европейской газомоторной ассоциацией, представить публике возможности автотранспорта, работающего на экологически самом чистом природном топливе.

В настоящее время природный газ используют около 1,4 млн автомобилей в 40 странах Европы, включая Россию.

Рынок автотранспорта, работающего на природном газе, представлен, главным образом, транспортными средствами, потребляющими компримированный природный газ (КПГ). В то же время широкие перспективы открывает использование сжиженного природного газа (СПГ), прежде всего, для большегрузного транспорта, а также синтетического дизельного топлива GTL (gas-to-liquids).

XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса
XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса

XIV ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса

Растущее использование автотранспорта, ужесточение законодательства в области экологии, а также планируемый в странах ЕС переход на стандарт «Евро-6», придадут новый импульс применению природного газа в качестве транспортного топлива, особенно в сфере грузовых перевозок.

В зависимости от тех решений, которые будут приняты сегодня, спрос в Европе на природный газ в качестве моторного топлива может достичь к 2030 году 80 млрд куб. м, что приблизительно в 10 раз превысит текущие объемы потребления.

Что это будет означать с точки зрения экологии? Около четверти выбросов парниковых газов в странах ЕС приходится на транспорт, и эта цифра продолжает расти. По данным Еврокомиссии, в 2008 году 71,3% выбросов транспортной отрасли «обеспечивали» автомобили.

Известны амбициозные планы Евросоюза по уменьшению загрязнения атмосферы: к 2020 году выбросы парниковых газов должны быть сокращены на 20% по сравнению с 1990 годом, а к 2050 году — на 80%. Для достижения этих целей Еврокомиссия недавно призвала к сокращению выбросов автотранспортом парниковых газов на 60% к 2050 году, по сравнению с 1990 годом.

Вице-президент ЕДК д-р Тессен фон Хайдебрек и Президент ЕДК Алексей Миллер
Вице-президент ЕДК д-р Тессен фон Хайдебрек и Президент ЕДК Алексей Миллер

Вице-президент ЕДК д-р Тессен фон Хайдебрек и Президент ЕДК Алексей Миллер

Власти ЕС побуждают производителей перейти к выпуску экологически более чистых видов транспортных средств путем налогообложения топлива. Но природный газ как самое чистое углеводородное топливо идеально подходит для решения амбициозных экологических задач Европы и в области транспорта, и в других отраслях.

Современный транспорт, работающий на природном газе, позволяет сократить выбросы CO2 на 20–25% по сравнению с аналогичным транспортом на бензине.

Учитывая вероятное дальнейшее ужесточение экологических норм, а также благодаря более полному сгоранию метана, этот вид автотранспорта является эффективным долгосрочным решением.

Цены на нефть достигли высокого уровня. На этом фоне природный газ — экономически рациональное решение для транспортной отрасли. Вот конкретный пример. В Италии газовые автомобили наиболее перспективны в следующих сегментах: легковые машины для молодежи, общественный транспорт (включая такси), большегрузный транспорт. В среднем газовое такси в Риме расходует на топливо 10–11 евро в сутки для пробега 200–220 км. Аналогичное такси с дизельным двигателем для такого же пробега расходует на топливо 20–25 евро. Экономическая рентабельность газового такси очевидна. А для поставщиков преимущество использования газа в качестве моторного топлива — всесезонность, отсутствие зимних пиков и летних спадов спроса.

Мы считаем, что тема развития газомоторного транспорта должна занять достойное место в дискуссии о будущем европейской энергетики, к которой мы призвали в начале выступления. «Газпром» же будет делать все от него зависящее для будущего газомоторного транспорта.

Благодарю за внимание.