Доклад Алексея Миллера на совещании по Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года под председательством Председателя Правительства РФ Владимира Путина

г. Новый Уренгой

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!

Думаю, что один из главных выводов, который можно сделать по результатам рассмотрения Генеральной схемы развития газовой отрасли Российской Федерации, заключается в том, что приоритетом нашего развития в газовой отрасли становится внутренний рынок. И главным конкурентом для наших экспортных рынков становятся не другие экспортные рынки, а внутренний рынок Российской Федерации. В этой связи хотел бы остановиться на характеристике сложившегося рынка газа, на вопросах уровня цен на газ и тех перспективах, которые мы ожидаем и прогнозируем в самое ближайшее время.

Всем хорошо известно, что, несмотря на рыночные принципы развития экономики Российской Федерации, цены на газ — главный топливный товар — устанавливаются директивно. Это имеет ряд серьезных последствий негативного характера. В частности, отсутствие межтопливной конкуренции, становление газа как монотопливного ресурса, а самое главное — отсутствие рыночных сигналов для потребителей по стоимости товара.

В течение уже длительного времени компания «Газпром» финансирует свою инвестиционную программу за счет доходов, которые получает с экспортных рынков и, собственно говоря, до последнего времени это являлось единственным источником финансирования нашей инвестиционной программы. Кризисные явления, которые проявились в течение последнего времени, показали, что такая структура доходов несет в себе огромные и реальные экономические риски. И у нас на самом деле нет никакого другого пути, как за счет именно экономики внутреннего рынка газа обеспечивать надежность и безопасность газоснабжения Российской Федерации, и за счет экономики российского рынка газа обеспечить исполнение наших международных обязательств.

Внутренние цены для промышленности на сегодняшний день составляют в долларовом выражении около 82 долларов, и это в среднем в 5–6 раз ниже, чем аналогичные цены у потребителей в европейских странах. Для населения цена составляет около 62 долларов, и в среднем это в 9–10 раз ниже аналогичных цен для потребителей в европейских странах.

Хотелось бы в этой связи отметить, что сложившийся уровень цен на внутреннем рынке не возмещает всех необходимых затрат для развития инфраструктуры в добыче, транспорте, распределении газа именно для потребностей внутреннего рынка. Мы инфраструктуру для своего внутреннего рынка финансируем за счет внешнего.

Решение о переходе на равнодоходные цены Правительством РФ уже принято, я об этом скажу чуть ниже. Но если бы в течение последних 10 лет в газовой отрасли действовали равнодоходные цены с экспортом, то дополнительные доходы «Газпрома» составили бы около 1,5 трлн рублей, это более 50 млрд долларов. Это природная рента, которая была перераспределена только в промышленность Российской Федерации в течение 10 лет.

Одним из важных этапов в совершенствовании рынка газа, без сомнения, стало постановление Правительства Российской Федерации №333 в мае 2007 года. Было принято решение о новых подходах к формированию цен на основе принципа равной доходности реализации газа на внутреннем и внешних рынках с применением рыночной формулы цены. При этом мы все прекрасно понимаем и знаем, что цена для внутреннего потребителя, для российской промышленности, всегда будет ниже, чем цена на европейском рынке. Эта цена всегда будет где-то на 40% ниже, за счет того, что нет экспортной пошлины и нет больших транспортных затрат до европейских рынков.

В настоящее время в целях информирования участников рынка о том, что из себя представляют цены равнодоходности, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) на своем официальном сайте публикует в индикативном, информационном порядке сведения об уровне цен равной доходности, рассчитанных по формуле. Эта информация доступна абсолютно всем потребителям газа в промышленности, и они, конечно же, должны ориентироваться на то, что в среднесрочной перспективе цены на газ будут равнодоходными.

Если говорить о сопоставительном анализе уровня регулируемых и определяемых по формуле цен в настоящее время, то анализ показывает, что разница остается достаточно существенной, почти в два раза. Именно поэтому решение о переходе к ценам равной доходности, который сначала планировался с 1 января 2011 года для промышленных потребителей, было отложено Правительством РФ. Было проведено много совещаний в Минэнерго, в Минэкономразвития, в ФСТ, и по указанному вопросу Правительством было одобрено решение о том, что необходим переходный период — 2011–2013 годы — в целях нейтрализации резкого повышения цен. В переходный период для предотвращения резкого изменения оптовых цен, определяемых по формуле, предусмотрено, что будут применяться понижающие коэффициенты, которые будут являться составной частью формулы цены и ежегодно определяться ФСТ. При этом понижающий коэффициент будет находиться на уровне, который будет определяться прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящий год. Уверен, что в течение переходного периода, к 1 января 2014 года мы выйдем на равные доходные цены.

Следует отметить, что в процессе либерализации газового рынка предусматривается устанавливать фиксированные государством цены на газ, предназначенные для населения, и предлагаемое формульное ценообразование, предлагаемый принцип равнодоходности не имеет никакого отношения к поставкам газа для населения. Поставки газа для населения по-прежнему останутся директивно устанавливаемыми государством, и они будут ориентироваться на инфляционный тренд.

По расчету «Газпрома», переход к формированию рыночных цен на газ не приведет к масштабным негативным последствиям для экономики промышленных предприятий и доходов населения. Так, по нашим расчетам, в 2011 году повышение цен на газ на 15% дает адекватное изменение цен на промышленную продукцию — всего-навсего на 1%. В свою очередь мы должны помнить о том, что дополнительные доходы в рамках инвестиционной программы «Газпрома» оказывают существенное влияние на смежные отрасли экономики: более 90% поставок для инвестиционной программы компании в настоящее время приходится на отечественную продукцию. Инвестиционная программа «Газпрома» создает порядка полумиллиона рабочих мест в смежных отраслях экономики.

В настоящее время — и это отражено в Генеральной схеме — внутренний рынок в структуре продаж газа составляет около 60%, но только в 2010 году впервые за последние годы ожидается получение чистой прибыли от реализации газа на внутреннем рынке. Эта прибыль послужит дополнительным источником финансирования капитальных вложений. По итогам 2010 года мы видим, что мы, наверное, выйдем — то, что касается самофинансирования инфраструктуры внутреннего рынка газа, — на уровень где-то 67%.

Но, с другой стороны, после принятия таких решений Правительством РФ мы видим, что и другие тенденции также продолжают развитие. В частности, это увеличение дополнительной налоговой нагрузки на газовую отрасль, и уже после того, как решения по переходному периоду были приняты, было принято решение о существенном увеличении НДПИ — на 61% с 1 января, что даст в 2011 году дополнительную нагрузку в 48 млрд рублей. Но самое главное, на что мне бы хотелось обратить внимание, это те инициативы Минфина, которые в настоящее время проявляются: о том, что необходимо вводить в 2012–2013 годах налог на имущество организаций, которые владеют магистральным транспортом. Они предлагают ставку 1,1% в 2012 году и 2,2% в 2013 году. Решение еще не принято, но в любом случае дополнительная нагрузка будет существенной: в 2012 году — это 29 млрд рублей, в 2013 году — 57 млрд рублей. Таким образом, дополнительная нагрузка за три года для «Газпрома» с учетом этих решений суммарно составит около 200 млрд рублей.

Я об этом говорю в первую очередь потому, что считаю абсолютно своевременными и правильными решения по освобождению добычи газа на Ямале — обнулении ставки НДПИ. Но, по-видимому, то, что касается месторождений Восточной Сибири, то, что касается Дальнего Востока, то, что касается шельфа, речь должна идти как об обнулении ставки НДПИ, так, может быть, и о снижении экспортной пошлины на газ, добытый в этих регионах.

Что касается самой компании «Газпром» — без сомнения, компания изыскивает внутренние резервы. Я хотел бы сказать, что в течение последних двух лет — это 2009 и 2010 годы, один год мы оцениваем как кризисный, а другой как посткризисный — в компании действует очень жесткая система мер экономии, разработаны очень жесткие планы, и могу сказать, что это дает результат. В 2010 году себестоимость добычи газа будет где-то на 8% ниже уровня 2009 года, а себестоимость транспорта газа останется в 2010 году на уровне 2009 года. И если говорить о том тезисе, который прозвучал, о дорогом транспорте, в частности, о дорогом транспорте в Европе — тот подход, который мы реализуем в рамках проекта «Южный поток», как раз заключается в том, что мы создаем совместные предприятия на территории европейских стран-транзитеров, где мы на 50% являемся получателями дохода от тарифа на прокачку газа через территорию этих стран. Поэтому этот проект и эти предприятия, которые уже в одних странах созданы, в других будут созданы — это инструмент повышения конкурентоспособности российского газа в Европе.

В этой связи, если говорить о европейском рынке, также хотел бы обратить внимание на несколько цифр. На сегодняшний день у нас в 2015 году объем газа, который продан на условиях «take or pay» («бери или плати») 172 млрд куб. м. И 216 млрд куб. м газа — это суммарные годовые контрактные количества, это по максимуму, что мы можем поставить. Но меньше 172 млрд куб. м наши покупатели не имеют права не отобрать. Если они не отберут, они просто-напросто заплатят деньги.

Но такой уровень в отношении объема поставок газа в Европу компания «Газпром» сохранила по уже подписанным контрактам до 2030 года. У нас в 2030 году уровень суммарных годовых контрактных количеств — 214 млрд куб. м, и 170 млрд куб. м — на условиях «take or pay». Весь этот газ на сегодняшний день продан. Вы знаете, что компания работает по принципу «газ сначала надо продать, а потом его добыть». Вот весь этот газ продан. И весь этот газ продан по формуле цены, которая записана в контрактах. Поэтому в отношении этих объемов никаких дискуссий с нашими покупателями в Европе по условиям продажи этого газа в принципе быть не может, и не должно быть. Тем более что для потребителя в Европе основным и ключевым является фактор не абсолютной стоимости газа, не абсолютной цены, а именно того, что они будут обеспечены стабильными поставками на долгосрочный период времени. И именно за это они готовы работать на тех условиях, к которым сводится долгосрочный контракт, к условиям «бери или плати». В транспорте, соответственно, это принцип «ship or pay».

Без сомнения, предлагаемые меры по совершенствованию ценообразования по формуле на газ в переходный период позволят осуществить формирование цен на газ в управляемом для государства режиме, абсолютно прозрачно и при минимальных последствиях для потребителей в промышленности. И самое главное, что это, по нашим оценкам, приведет к абсолютно незначительному росту инфляции — всего-навсего 0,2% в год, и, конечно же, внесет свой значительный вклад снижение газоемкости и энергоемкости российского ВВП.

Предлагаю поддержать и принять Генеральную схему развития газовой отрасли РФ, рассмотреть и поддержать внесенный в ФСТ России проект постановления Правительства РФ о совершенствовании ценообразования на газ, и с 1 января 2011 года ввести формулу с понижающими коэффициентами на тех принципах, которые уже согласованы с министерствами.

Еще раз хочу повторить предложение по уже принятым решениям: по НДПИ — об обнулении НДПИ на Ямале; то, что касается Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфа — такие же решения, и может быть посмотреть, по аналогии с нефтяной отраслью, еще и экспортную пошлину в части возможности если не обнуления, то, может быть, небольшого снижения.

Спасибо за внимание!