Решение BASF войти в «Южный поток» очень правильное, стратегическое и очень европейское

Валерий Нестеров

Валерий Нестеров, Тройка Диалог

Реализация проекта «Южный поток» зависит от многих составляющих. Одна из них — достижение межправительственного соглашения со странами-потребителями и транзитерами. И этот процесс в основном завершен. Другой составляющей является формирование в окончательном виде консорциума участников морской части проекта. Кроме того, необходимо получить разрешение на строительство газопровода от Турции.

После получения германским концерном BASF 15%-ной доли в «Южном потоке», консорциум по реализации проекта получает более солидный, а главное, более приемлемый вид для европейских регуляторов и, в целом, для европейского сообщества.

У проекта повышаются также шансы на получение статуса Трансъевропейской газотранспортной сети (TEN), а также на то, что он не будет подпадать под действие Третьего энергетического пакета.

Но надо также понимать, что подписание меморандума о взаимопонимании — это только начало. И решающим фактором в реальном продвижении проекта будет являться уже не столько формирование консорциума по строительству морской части, сколько получение разрешения со стороны Турции. Ведь в случае проблем с одобрением прокладки трассы газопровода по морскому дну, может начаться рассмотрение альтернативных вариантов, в том числе строительство завода СПГ.

Безусловно, появление новых участников в консорциуме упростит привлечение финансирования для строительства газопровода. Все это повышает шансы на успешную реализацию проекта «Южный поток».

Александр Рар

Александр Рар, Центр «Россия — Евразия» при совете по внешней политике Германии

Как мы знаем, BASF уже является партнером «Газпрома» в проекте строительства газопровода Nord Stream, и сотрудничество компаний в этом проекте идет великолепно.

BASF в своем бизнесе очень прочно связан с Россией. И BASF является именно тем крупным концерном в Германии, который выполняет роль стратегического партнера «Газпрома» при построении энергетического альянса между Россией и Германией или, можно даже сказать, между Россией и Европой.

Сейчас идет заключительная дискуссия о схеме реализации «Южного потока», но в любом случае ясно, что газопровод будет проложен через Балканы, что позволит BASF выйти на юг Европы и, в частности, на рынок Италии.

Решение BASF войти в «Южный поток» очень правильное, стратегическое и очень европейское. В связи с нестабильностью в арабском мире BASF может серьезно пострадать в Ливии. Кроме того, в связи с последствиями катастрофы в Японии, можно ожидать отказа многих стран от атомной промышленности. Все это еще раз доказывает, что Россия является главным, стабильным поставщиком энергоресурсов для обеспечения Европы.

Каждая интернационализация такого проекта, как «Южный поток», безусловно, укрепляет проект. И можно отметить, что «Южный поток» пока идет впереди проекта «Набукко». Ведь до сих пор до конца неизвестно, подключится ли к «Набукко» Туркменистан. Кроме того, некоторые компании, которые потенциально готовы были участвовать в «Набукко» связаны с атомным рынком Германии и они в связи с последними событиями, могут понести определенные потери, что может осложнить привлечение финансовых средств для проекта.

Валерий Язев

Валерий Язев, Вице-спикер Государственной Думы РФ, президент Российского газового общества

Я приветствую вхождение такого крупного игрока, как BASF в проект «Южный поток». Наряду с планируемым вхождением в проект французской EDF, это усиливает статус «Южного потока» как международного проекта, улучшит экономику и решит вопрос дополнительного потребления газа.

Я считаю абсолютно правильным, что «Газпром» сохранит за собой 50% в проекте.

Вообще, роль природного газа во всем мире в будущем будет только расти. В последнее время в Европе стали несколько критически относиться к газу, особенно после января 2009 года. Евросоюз начал большое значение придавать альтернативной энергетике, недооценивая роль газа, хотя альтернативная энергетика намного дороже, чем газовая. Во многом такие заявления носили политический характер, поэтому вхождение Wintershall в «Южный поток» показывает, что значение природного газа в мировой энергетике будет возрастать.

Мнения, выраженные в материалах данного раздела, могут не совпадать с официальной позицией ПАО «Газпром»