40 лет ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
Газпром трансгаз Екатеринбург (ООО)
Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
Новости проектов и регионов
Контактная информация для СМИ
Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
+7 343 287-23-26
28 января 1964 года было организовано Управление магистральных газопроводов «Бухара — Урал».
«Голубое топливо» впервые появилось на Урале в 1963 г., когда был построен и пущен в эксплуатацию магистральный газопровод «Бухара — Урал».


Здание «Уралтрансгаза» в Екатеринбурге
Для эксплуатации новой газовой магистрали 28 января 1964 г. было создано Управление магистральных газопроводов «Бухара — Урал».
Запасов Газлинского месторождения хватило лишь на 20 лет, но к тому времени, как они истощились, уже шла активная эксплуатация северных месторождений. Оттуда и стало поступать на Урал голубое топливо — по газопроводу «Игрим — Серов — Нижний Тагил», а затем и по магистрали «Уренгой — Челябинск».
Уралтрансгаз — такое наименование получило УМГ «Бухара — Урал» в 1974 году. Оно выступает в газовом хозяйстве Урала в качестве головного и системообразующего предприятия дальнего транспорта газа. Более чем десять тысяч работников ООО «Уралтрансгаз» осуществляют обслуживание объектов газотранспортной системы, транспортировку и распределение голубого топлива на территории четырех областей: Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской. В ведении Уралтрансгаза — около 8 тысяч магистральных газопроводов и газопроводов-отводов диаметром до 1420 мм, 18 компрессорных станций, оснащенных 130 газоперекачивающими агрегатами общей мощностью почти 1 ГВт, а также 255 ГРС. Непрерывно строятся и вводятся в эксплуатацию новые отводы, ГРС, газоизмерительные станции.
От соседних газотранспортных предприятий — Сургутгазпрома, Тюментрансгаза, Оренбургского газоперерабатывающего завода Уралтрансгаз ежегодно принимает до 91,5 млрд. куб. м газа, из которых 35 млрд. куб. м газа распределяется между потребителями Урала, а более 56 млрд. куб. м газа передается в соседние газотранспортные предприятия и Казахстан.
В составе ООО «Уралтрансгаз» 13 линейно-производственных управлений магистральных газопроводов, ремонтно-восстановительные и инженерно-конструкторские филиалы, сервисные службы и т. д.
Первоочередными и перспективными для Уралтрансгаза задачами являются: организация работы линейной части, внедрение новых технологий в электрохимзащите линейной части, в вопросах капитального ремонта, в учете газа. Налаживается производство сжиженного природного газа, которое даст возможность обеспечить газом нагазифизированные города и поселки Урала.
В рамках новой концепции уже, в частности, испытываются новые технологии ЭХЗ — станции с автономными источниками питания, протяженные аноды, изолирующие вставки.
В ЛПУ и поселках газовиков прошли модернизацию практически все котельные. Теперь их КПД превышает 80%.
Основное внимание сейчас отдано реконструкции электроприводных компрессорных станций. В перспективе рядом с КС будут построены газотурбинные электростанции. У новых электростанций КПД сжигания топлива должен достигать 90% за счет использования парогазовых установок. Одна из таких станций (ГТЭС-4) находится сегодня в опытно-промышленной эксплуатации в Уралтрансгазе.
Кроме модернизации основного производства перед Уралтрансгазом сегодня стоит задача воплощения в жизнь еще нескольких крупных проектов. Это, в частности, строительство подземного хранилища газа в Курганской области. Кроме того, в планах ближайшего будущего — разведка и освоение собственных уральских месторождений газа.
История компании
1950-е — 60-е годы — время великих газовых строек. Открытые и разведанные перед войной и по ее окончании месторождения голубого топлива — на Кавказе, западной Украине, в Коми АССР, в Поволжье и Краснодарском крае — требовали скорейшего освоения. Были построены такие газопроводы, как «Саратов — Москва», «Ставрополь — Москва», «Дашава — Киев — Брянск — Москва», «Карадаг — Акстафа — Тбилиси» и другие.
Но едва ли не больше других регионов, газ был нужен Уралу. Здесь в военные и послевоенные годы сосредоточилась значительная часть промышленного потенциала страны. Эвакуированные в начале 40-х заводы активно работали, и развитие их сдерживало только одно: «опорный край державы», обладавший почти всей таблицей Менделеева, не хранил в своей «кладовой» практически никаких энергоносителей. Уголь возили с Донбасса и Кузбасса, нефть не добывалась, электроэнергию «качали» с Поволжья и из Сибири. Атомная энергетика находилась в зачаточном состоянии. О торфе и ветре, как и о солнечной энергии, никто всерьез не думал. Для обеспечения развивающегося народного хозяйства страны энергоносителями ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение осуществить в 1959–1965 годах программу строительства ряда магистральных газопроводов. Крупнейшим среди них был газопровод «Бухара — Урал».


Первые эксплуатационники газопровода «Бухара — Урал»
И работа закипела. Крайне сжатые сроки, в которые необходимо было спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию первый в мире трансконтинентальный магистральный газопровод протяженностью больше знаменитого тогда самого крупного Трансканадского, очень неблагоприятные для строительства климатические и геологические особенности местности, лежащей на пути между Узбекистаном и Уралом, многие другие трудности значительно осложнили претворение плана в жизнь. И, тем не менее, «голубая река» зашумела в метровых трубах магистрального газопровода «Бухара — Урал» точно в установленный час. Знойная Бухара отдала частичку своего тепла морозному Уралу: тот газ, что впервые вырвался из скважин Газлинского месторождения, засветился «голубым блюдечком» в домах челябинцев и свердловчан, а затем — и многих — многих жителей разных городов и стран.
Небольшой кусочек бухарской пустыни, площадью всего-то в 456 квадратных километров, скрывал в своих недрах целых шесть продуктивных горизонтов и 480 миллиардов кубометров газа. Такие запасы считались тогда практически неистощимыми, хотя при запроектированной суточной производительности магистрали на головном участке, составляющей 68 миллионов кубометров, Газлинского месторождения хватило лишь на 20 лет.
Почти четыре с половиной тысячи километров 1020-мм. труб легли двухниточным газопроводом от Газли до Челябинска, одна нитка протянулась от Челябинска до Свердловска.
Магистральный газопровод «Бухара — Урал» строили «всем миром». ЦК ВЛКСМ объявил его Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Люди самых разных профессий съехались отовсюду. В газлинских песках вырос благоустроенный городок для строителей, с крупнейших заводов Ленинграда, Киева, Львова, Тулы, Челябинска, Калининграда, Хабаровска, Саратова, Волгограда и многих других городов потоком шло оборудование, стройматериалы, техника. В кратчайшие сроки Челябинский, Харцызский и другие трубопрокатные заводы освоили производство и наладили поставки 1020-й трубы взамен прекращенных поставок германского концерна «Маннесманн».
...Первые километры от Газли до берегов Амударьи прошли через пески пустынь Кызылкум. Многометровые барханы мелкого песка переползали потихоньку с места на место, оголяя уложенные трубы, в них тонули ноги и вязла техника. Затем газопровод вантовым мостовым переходом перемахнул через бурную Амударью. Далее шли пески Каракумов, 700-километровый участок прорезал каменистое плато Устюрт. Эти земли, казалось, испытывали людей на прочность: сколько можно выдержать в безжизненной и безводной на сотни километров вокруг пустыне? Но выдержали, и вышли в не менее безлюдные полупустынные Приуральские степи. И только в районе станции Домбаровская трасса вступила в освоенные, населенные земли. Дошли до Челябинска и двинулись к Свердловску: строительство близилось к концу. Но и на последних километрах людям не удалось передохнуть — пришлось побороться с твердым уральским гранитом.
Трасса магистрального газопровода «Бухара — Урал» отличается от других, прежде всего, тяжелейшими природными и климатическими условиями. Ненаселенная территория, резко различающиеся по климату, почве, гидрогеологическим и другим особенностям районы, бездорожье... 390 километров трассы прошли по скальным грунтам, столько же — по барханным, ячеистым и щебеночным грунтам, 120 километров — по пескам, около тысячи — по степным малообжитым районам. Газопровод «Бухара — Урал» пересек 625 естественных и искусственных преград, в том числе 14 рек и крупных каналов, 437 мелких каналов, арыков и ручьев, 68 балок и оврагов, 22 болота, 19 железных и 650 автомобильных дорог. Общая протяженность магистрального газопровода «Бухара — Урал» в однониточном исчислении составила 4464 километра труб диаметром 1020 мм., построено 17 компрессорных станций, 22 газораспределительные станции.
Фотокадры прокладки «Бухары — Урала» обошли все газеты мира. Для эпохальной героики границ не существует. Фотосъемки отечественных народных строек, развернувшихся в те годы, действительно восхищают. Это — незабываемо. Первопроходство и стремление развиваться, обгоняя конкурентов во многих областях знаний и практических действий. Это — энтузиазм и гражданский патриотизм. Это — коллективная решимость и общественная значимость замыслов. Это — обязательность достижения намеченных рубежей. Это — чувство личной ответственности на пути к результату общему...
В конечном итоге это — образование трудовых коллективов, воспитанных так, что их профессиональная востребованность остается неизменной на десятилетия вперед. При самых неожиданных коллизиях и переменах в жизни общества!
Таким коллективом, безусловно, является «Уралтрансгаз», люди которого принимали «Бухару — Урал» в эксплуатацию, и вот уже 40 лет сохраняют высокие темпы развития стратегического газотранспортного хозяйства на стыке двух континентов — Европы и Азии.
Важнейшим профессиональным достижением «Уралтрансгаза» стал практический опыт, позволивший «Газпрому» на примере проблем эксплуатации «Бухары — Урала» выработать верную концепцию реконструкции и развития магистральных газопроводов. Ремонтные эпопеи специалистов объединения помогли принять схему перевооружения, гарантирующую надежную транспортировку большого газа. Этот опыт закрепил доверие потребителей, ту веру в стабильность энергоресурсов, без которой невозможно развитие ведущих экономических отраслей — металлургии, тяжелого и химического машиностроения, аграрного сектора.


Ремонт газопровода
В течение 40 лет «Уралтрансгаз» в нужных объемах давал голубое топливо индустриальному Уралу, площадь которого втрое превышает площадь Великобритании. Уже в 1965 году энергетическая емкость «Бухары — Урал» была равна трем Братским ГЭС.
«Уралтрансгаз» сегодня — незаменимый экономический партнер, ответственность которого, как и созданную систему газопроводов, можно считать трансконтинентальной.
Еще шло строительство второй нитки газопровода, когда началась его эксплуатация. Для обеспечения бесперебойной подачи газа потребителю и обслуживания действующего газопровода 28 января 1964 года было организовано Управление магистральных газопроводов «Бухара — Урал». На месте городков строителей из передвижных вагончиков выросли современные поселки, где построены капитальные дома со всеми удобствами, школы, детские сады и ясли, магазины и поликлиники, установлены телевизионные ретрансляторы. Каждая компрессорная станция стала населенным пунктом на 400 — 500 жителей. На смену строителям пришли люди других профессий: машинисты компрессорных станций и электростанций, операторы и наладчики КИПиА, связисты, электро- и газосварщики, линейные трубопроводчики.
«Зимой 63-го (29 и 30 декабря) начались первые пуски газовых турбин „Бухары — Урала“, — вспоминает в недавнем прошлом начальник отдела КС „Уралтрансгаза“ Геннадий Васильевич Шамрук. — На КС-14 был поставлен под нагрузку первый на газопроводе агрегат ГТ-700-5. Вместе со мной в его запуске принимали участие Б. С. Федченко и, конечно, группа монтажников и наладчиков. Запуск прошел успешно, без ЧП. Правда, был один свищ, но его устранили своими силами. Вторая турбина была запущена на КС-4 в Ташаузе. Третья — на КС-7 (Устюрт)».


Пульт управления газоперекачивающими агрегатами ООО «Уралтрансгаз»
Введение в строй всех газокомпрессорных станций позволило организовать стабильный «голубой поток» на Урал, и уже в декабре 1966 года удалось вывести систему газопроводов «Бухара — Урал» на проектную мощность — 19,3 млрд. кубометров. Тогда же началось освоение Базайского газового промысла, располагавшегося недалеко от магистральной трубы.
В 1967 году в историю магистрали «Бухара — Урал» было вписано еще одно яркое событие. В Нижнем Тагиле произошла стыковка газопроводов, берущих свое начало в Узбекистане и Ханты-Мансийском автономном округе. В то время, когда нитка магистрали «Бухара — Урал» еще тянулась к Свердловску, с Севера ей навстречу устремился другой газопровод — «Игрим — Серов — Нижний Тагил».
В 1977 году начинается строительство газопровода «Домбаровка — Оренбург», перемычки, которая позволяла позднее потоки северного газа, поданные по уренгойской нитке, направить через Оренбуржье в Центр. Сюда были брошены отборные силы Миннефтегазстроя. «Уралтрансгаз» направил рабочих из СУ-1 и ПМК-1.
1978 год потребовал от коллектива «Уралтрансгаза» нового напряжения сил. Началось строительство газопровода «Уренгой — Челябинск», призванного транспортировать голубое топливо с месторождений Тюменской области на Урал и в центр страны. В Курганской области, через которую должен был пройти газопровод, газовикам предстояло, совместно со строительными организациями Миннефтегазстроя, проложить трубопровод, возвести три компрессорные станции, жилпоселки при них. Большинство новых объектов должны были расположиться в глуши, вдали от населенных пунктов и дорог, в заболоченной местности.
Тем не менее, магистраль «Уренгой — Челябинск» с диаметром трубы 1420 мм в кратчайшие сроки была возведена и запущена в эксплуатацию. В Челябинске был создан мощный распределительный узел, один из крупнейших в стране. Отсюда «голубое топливо» уже прокачивалось дальше на запад — в Европейскую часть СССР и за границу.


На одной из компрессорных станций
Сегодня «Уралтрансгаз» — одно из немногих предприятий в системе «Газпрома», сочетающее в себе весь комплекс необходимых служб для нормального жизнеобеспечения системы газопроводов, начиная от проектирования трассы будущего газопровода и заканчивая содержанием и ремонтом имеющейся системы газопроводов, ГРС, компрессорных станций.
Уже в начале 90-х возникла проблема большого количества устаревших ГРС. Для ее решения организовали совместное российско-германское предприятие «Уромгаз». Здесь впервые в России было запущено производство блочных ГРС европейского уровня качества.
Еще в 1995 году было закуплено за рубежом оборудование, и в пригороде Челябинска, городе Копейске началось строительство завода по изоляции труб. Одним из основных учредителей КЗИТа выступил «Уралтрансгаз». В июне 1998 года это предприятие дало первую продукцию. В системе «Газпрома» оно по сей день остается единственным. Сегодня вся труба, используемая «Уралтрансгазом», проходит через цеха копейского завода. Здесь же, после очистки и оценки состояния «здоровья», получает вместе с новой изоляцией вторую жизнь старая труба, извлеченная из земли в ходе ремонтов. Обращается на завод не только «Уралтрансгаз». КЗИТ обеспечивает своей продукцией и другие подразделения «Газпрома», нефтяников, сотрудничает с Челябинским трубным заводом. Ведь заводская изоляция во много раз надежнее той, что можно нанести в полевых условиях.
Новая идеология пришла в сформированный четырьмя десятками лет рабочий уклад. Причиной тому стали как экономические трудности, так и научно-технический прогресс. Рыночная экономика поставила новые условия, причем достаточно жесткие. Все реже, и лишь при особой необходимости, стал применяться традиционный метод капитального ремонта трассы — лупингование. Менять трубу десятками километров и лишь потом разбираться, какие же из ее участков действительно пришли в аварийное состояние, стало слишком накладно. Помогла «умная» техника. Активно начал применяться метод внутритрубной дефектоскопии. Аппаратура дефектоскопистов теперь четко указывает места повреждений трубы. И именно к этим местам летом съезжается техника для проведения «огневых» работ. Заменяться может и километр трассы, и участок в несколько метров.
Новые экономические условия обозначили потребность в новых мощных и мобильных подразделениях, способных максимально эффективно воплотить в жизнь идеологию выборочного ремонта. В 1993–1996 годах были организованы новые ремонтные поезда: РВП-2, РВП-3, РВП-4 и ААВП. Сегодня это высокотехнологичные подразделения, имеющие уникальный опыт и оборудование. Как, к примеру, закупленный в 2002 году комплекс для горизонтального бурения. Его задачей является прокладка газопроводов закрытым способом под разного рода преградами (железными и автодорогами, реками). Еще одной уникальной технологией, освоенной специалистами «Уралтрансгаза» на рубеже тысячелетия, является врезка газопроводов под давлением.
К своему юбилею предприятие подошло единым коллективом, не развалившимся из-за экономических неурядиц. Сохранился костяк из грамотных рабочих и специалистов. Сохранился сам стержень коллектива: ощущение единой семьи уралтрансгазовцев.
Сейчас перед руководством предприятия стоит задача привлечения молодых рабочих и специалистов, а также повышения квалификации работников. Тех, кто завтра возьмет в свои руки ответственность за надежность газовой магистрали. Львиную долю учащихся принимает на себя Учебный центр ООО «Уралтрансгаз».
Наиболее способствующими адаптации молодежи на предприятии можно считать деятельность Совета молодых специалистов и ежегодные конференции молодых специалистов. На этих конференциях молодые люди могут не просто пообщаться, но и продемонстрировать руководству «Уралтрансгаза» свои способности, показать собственную перспективность.
Сегодня, как и 40 лет назад, «Уралтрансгаз» выступает в газовом хозяйстве Урала в качестве головного и системообразующего предприятия дальнего транспорта газа. Более чем десять тысяч работников ООО «Уралтрансгаз» и коллективы двух десятков учрежденных им предприятий осуществляют обслуживание объектов газотранспортной системы, транспортировку и распределение голубого топлива на территории четырех областей: Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской. В ведении «Уралтрансгаза» — около 8 тысяч магистральных газопроводов и газопроводов-отводов диаметром до 1420 мм, 18 компрессорных станций, оснащенных 130 газоперекачивающими агрегатами общей мощностью более 1000 МВт.
Сегодня около половины всего транспортируемого по трубам предприятия «голубого топлива» остается в тех областях, через которые проходит система газопроводов «Уралтрансгаза». Не случайно «Уралтрансгаз» имеет 255 газораспределительных станций (ГРС). В состав предприятия входит 31 филиал. Из них 13 собственно транспортных организаций — ЛПУ, разбросанных по четырем областям. Остальные обеспечивают проектирование, диагностику, ремонт газопроводов, выпуск промышленной продукции, научные изыскания. Кроме транспортной работы, предприятие предлагает еще и целый комплекс услуг по внедрению новых технологий, основанных на использовании газа. Начиная от услуг по заправке и переводу на сжатый газ автотранспорта и заканчивая изготовлением современных ГРС, газовых котельных, систем обогрева воздуха, разработанных и производимых управлением «Энергогазремонт» и ООО «Уромгаз». 60 процентов всего российского рынка ГРС покрываются сегодня уральскими станциями. Высокотехнологичный уровень эксплуатации газопроводов обеспечивают входящие в состав «Уралтрансгаза» филиалы и учрежденные им предприятия, такие как Копейский завод изоляции труб, Инженерно-технический центр, уникальная лаборатория «Трубнадзор» в Челябинске.
Однако, по мнению генерального директора Давида Давидовича Гайдта, успокаиваться нельзя:


Давид Гайдт
— В рамках общегазпромовской программы разрабатывалась концепция того, каким должен быть современный газопровод. Газопровод XXI столетия. К 40-летнему юбилею «Уралтрансгаза» мы уже в целом просчитали, какими должны быть в перспективе те или иные части, аспекты работы гигантского предприятия. Сюда входит и создание схемы коммерческого учета газа, и организация работы линейной части, новое понимание вопросов электрохимзащиты, изменение идеологии и технологии в вопросах капитального ремонта. Немалое значение приобретают вопросы энергосбережения.
В рамках новой концепции уже, в частности, испытываются новые технологии электрохимзащиты газопровода от коррозии (ЭХЗ) — станции с автономными источниками питания, протяженные аноды, изолирующие вставки. При этом действие новых устройств охватывает больший участок трубы. Они не требуют подведения дорогих и уязвимых для грабителей линий электропередач. Сейчас этими приборами оснащен участок газопровода Невьянского ЛПУ. В ЛПУ и поселках газовиков прошли модернизацию практически все котельные. Теперь их КПД превышает 80 процентов, а «Уромгаз» уже готов предложить котельные с КПД свыше 90 процентов.
Главной задачей, стоящей перед «Уралтрансгазом», является реконструкция и модернизация всей технологической системы. Первые шаги на этом пути были сделаны еще в начале 90-х годов, когда прошло перевооружение КС-19 (Красногорское ЛПУ). Следующей после Красногорской КС в 1996 году стала обновляться Шатровская станция, где сегодня идет замена устаревших английских ГПА «Коберра-182» на «Урал-15» и «Урал-16» пермского производства. В планах обновление и остальных станций. Имеющееся оборудование КС устарело не столько физически, сколько морально. КПД 20–28 процентов — сегодня слишком большая роскошь, когда на рынке уже появились агрегаты с КПД до 42 процентов. В следующей на очереди компрессорной, что в Долгодеревенском, вместо восьми агрегатов будет пять, но современных. Работы по их установке должны начаться уже в 2004 году. Пять машин вместо десяти заработают в будущем и на Карталинской ГКС.
Основное внимание сейчас отдано реконструкции электроприводных компрессорных станций. Работать по-старинке не дают резко взлетевшие и продолжающие рост тарифы на электроэнергию. Идет создание новой концепции работы этих станций. Одним из перспективных направлений пока считается строительство рядом с КС собственных газотурбинных электростанций. Причем, у новых электростанций КПД сжигания топлива должен достигать 90 процентов за счет использования парогазовых установок.
Параллельно ведется работа по внедрению современных контролирующих и диагностирующих систем телемеханики, развитию систем автоматизации и связи. В перспективе — полный переход всех систем связи на цифровые технологии и развитие мобильной связи, чтобы можно было легко связаться с каждым подразделением, выехавшим на огневые работы.
Чем дальше, тем больше рабочих моментов в «Уралтрансгазе» будет отдаваться на откуп автоматике. Оборудование, которое самодиагностируется, само выявляет у себя неисправности, резервируется, если надо. Отсюда следуют новые подходы к формированию кадровой политики, к сервисному обслуживанию газопроводов. Однако далеко не все новое будет из области «HI-TECH». В числе задач на ближайшее будущее стоит изменение способов планирования работ, распределения ресурсов людей и техники, с целью обеспечения максимальной эффективности работы.
Кроме модернизации основного производства перед «Уралтрансгазом» сегодня стоит задача воплощения в жизнь еще нескольких крупных проектов. Это, в частности, строительство подземного хранилища газа в Курганской области. Кроме того, в планах ближайшего будущего — разведка и освоение собственных уральских месторождений газа.
Важной задачей является увеличение объемов продажи компримированного газа. В автохозяйстве самого «Уралтрансгаза» настоящий перелом в области перевода автотранспорта на газ произошел в 2001–2002 году. Были разработаны малогабаритные АГНКС для заправки транспорта прямо в подразделениях. Усилена работа по переводу на газомоторное топливо транспорта сторонних организаций.
— Транспортировка газа — нелегкая задача, — отмечает Давид Гайдт. — Руководство и специалисты «Уралтрансгаза» во все времена стремились решать ее наиболее полно, используя самые современные технологии и оборудование.
Мы подойдем к рубежу, когда старая труба без оговорок сможет именоваться «новым газопроводом» в силу того, что транспортной схемой управляют новые производственные принципы. Юбилей — повод подумать о достойном продолжении жизни.